Forbes Russia: Кэш из машины. Продавцы каско заработали на покупателях кредитных авто
Впервые за три года на страховом рынке был зафиксирован рост объема премий по сегменту страхования средств наземного транспорта, отмечается в обзоре (есть у Forbes) Национального рейтингового агентства (НРА), основанном на данных Банка России. В первом полугодии 2018 года объем премий у страховщиков каско вырос на 3,1%, достигнув отметки в 80,1 млрд рублей. Всего за первое полугодие было заключено 2,18 млн договоров каско, из них 1,25 млн пришлись на второй квартал — это самый высокий квартальный результат за последние три года, уточняют авторы обзора.
Всего объем премий на страховом рынке за первые два квартала вырос на 13%, до 731,8 млрд рублей. Основным драйвером роста, как и в предыдущие два года, стало страхование жизни. Темп роста премий в этом сегменте составил 45,7%.
Приложение к кредиту
Россияне стали чаще страховать собственные автомобили по нескольким причинам. Во-первых, это связано с ростом продаж новых автомобилей, объясняет руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина.
«По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии было продано на 130 000 автомобилей больше, чем в аналогичный период 2017 года. А новые автомобили практически все застрахованы», — говорит эксперт.
Число полисов каско увеличивается по мере роста автокредитования, считает руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество новых автокредитов в 2017 году выросло по сравнению с предыдущим годом на 29%. За первые три месяца этого года прирост уже составил 28% в годовом выражении.
«Большая часть страховых премий поступает именно через выдачу банками кредитов и в основном благодаря требованию банка страховать автомобиль, потому что он находится в залоге», — считает Игорь Пушкарь.
Согласно данным НРА, банковский канал продаж и правда теперь лидирует на рынке: почти половина премий, полученных в первом полугодии через посредников, приходится на кредитные организации. Кроме того, произошло оживление спроса на страхование поддержанных автомобилей, предполагают в агентстве. Об этом говорит и снижение средней премии в этом сегменте до 34 790 рублей при одновременном росте числа договоров.
«Страховые компании расширяют перечень страховых продуктов, предлагают разные наборы рисков. В итоге каско дешевеет, становясь доступным все более широкому кругу автолюбителей», — говорит Татьяна Никитина.
ОСАГО не в фаворе
Разительно другую динамику показал сегмент ОСАГО. Объем премий на этом рынке упал за полгода почти на 2 млрд рублей, составив 107,3 млрд рублей, а количество договоров уменьшилось более чем на миллион.
По мнению экспертов НРА, это обусловлено тем, что граждане разрывают контракты или не заключают их, желая сэкономить. Для некоторых граждан получить штраф за отсутствие обязательного страхования дешевле, чем приобрести страховку.
«Штраф составляет 800 рублей, а стоимость полиса в любом случае выше. И все больше автовладельцев предпочитают не заключать договоры ОСАГО, так как в перечне расходов, которые автолюбитель должен понести, на фоне растущих цен на бензин, например, ОСАГО находится в самом низу», — объясняет Игорь Пушкарь.
Также сегмент ОСАГО значительно уменьшил объем выплат — почти на 37 млрд рублей по сравнению с первым полугодием прошлого года, когда этот показатель составил 66,5 млрд рублей.
Как считает Татьяна Никитина, это связано, в первую очередь, с введением в апреле 2017 года натуральной формы возмещения ущерба, которая позволяет компании в случае наступления страхового случая предоставить потерпевшему ремонт автомобиля, а не денежные выплаты.
«Денежные выплаты рассчитывается с учетом износа транспортного средства, а натуральная выплата — без учета, что выгоднее страховщикам», — поясняет эксперт.
Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff