Forbes Russia: Лихач платит дважды: стоимость ОСАГО привяжут к стилю вождения
Минфин подготовил свой вариант реформы ОСАГО. Ведомство предлагает отменить региональный коэффициент и коэффициент на мощность автомобиля, а вместо этого повысить стоимость полиса для автолюбителей с агрессивным стилем вождения.
Минфин подготовил проект поправок в «Закон об ОСАГО», узнала газета «Ведомости». Ведомство предлагает перейти к индивидуальной системе ценообразования для полисов, отменив два коэффициента, используемых при расчете итоговой стоимости страховк, и введя дополнительные выплаты для рисковых автолюбителей.
В настоящее время цена полиса ОСАГО рассчитывается, исходя из нескольких коэффициентов, среди которых — возраст и стаж водителя, количество человек, допущенных к управлению транспортом, а также мощность двигателя и регион нахождения.
Минфин предлагает отменить два коэффициента — региональный и на мощность двигателя — и вместо них использовать новые, учитывающие стиль вождения человека. По задумке ведомства, на финальную стоимость полиса должны влиять агрессивное поведение водителя на дороге, скорость движения автомобиля, стиль перестроения и так далее.
Также стоимость полиса будет расти, если человек нарушал правила дорожного движения — водил в нетрезвом виде, проезжал на запрещенные знаки. Определять степень риска Минфин предлагает при помощи телематических устройств, установленных в автомобилях, уточняют «Ведомости».
Также Минфин предлагает расширить типы полисов по объему выплат, добавив страховки с более крупными суммами выплат — на 1 и 2 млн рублей. Предлагается также продлить возможный срок действия ОСАГО с 1 года до 3 лет. Итоговая стоимость полиса, по предложению Минфина, не должна при этом превышать верхнюю границу тарифного коридора, установленного ЦБ, более, чем в три раза.
Трудная реформа
Планы по пересмотру базовых тарифов на ОСАГО ранее анонсировали в Банке России. Регулятор предложил расширить верхнюю и нижнюю границы тарифного коридора на 20%. По оценкам ЦБ, рост тарифного коридора приведет к повышению цен для конечных потребителей, писал ранее Forbes.
Центробанк также рассматривал возможность изменить правила ценообразования полисов для водителей с более рискованным стилем вождения. В зависимости от степени рискованности ЦБ предложил увеличить число категорий водителей с нынешних 5 до 50. По мнению регулятора, молодые люди от 16 до 24 лет ездят более рискованно, в время как водители в возрасте от 25 до 34 лет ведут себя на дороге аккуратнее. Расширение тарифного коридора для таких водителей ЦБ предлагал на уровне 5%.
Как сообщили Forbes в пресс-службе Минфина, по итогам совещания в правительстве уже «достигнута договоренность о дальнейшей проработке вопроса о составе коэффициентов страховых тарифов и этапности исключения отдельных тарифов при подготовке законопроекта к рассмотрению Госдумой».
«В настоящее время доработанный законопроект находится на стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России», — указали в ведомстве. В ЦБ на запрос Forbes уточнили, что Банк России сформулирует свою позицию после изучения документа.
Комплекс полумер
Предложение Минфина опрошенные Forbes эксперты оценивают неоднозначно. По мнению генерального директора «Национального рейтингового агентства» Виктора Четверикова, отменить региональный коэффициент, коэффициент на мощность автомобиля и ввести надбавку для агрессивных водителей необходимо, однако сделать это будет достаточно сложно.
«Отменить региональный коэффициент будет проблематично, так как это усложнит продажи страховок в удаленных регионах. Кроме того, это не решит проблемы автоюристов», — говорит Четвериков. По его мнению, инициатива Минфина выглядит неплохо, но ее реализация потребует много времени.
Региональный коэффициент на сегодняшний день отменять нельзя, убежден руководитель общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.
«Вероятность страхового события в Хакасии, например, существенно отличается от возможности его возникновения в Москве, где интенсивность дорожного движения выше, больше дорогих автомобилей и необходимы большие суммы выплат. Очевидно, что ситуация по всей стране неоднородна, и каким образом можно выровнять эту ситуацию, отказавшись от регионального коэффициента, мне совершенно не понятно», — говорит эксперт.
По данным ЦБ, региональный коэффициент значительно выше в крупных городах, например, в Москве (2), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону (1,8) и ниже в небольших городах и поселениях (0,6-0,7).
Привязать стоимость полиса к стилю вождения автовладельца — это опрометчивое решение, считает Пушкарь. По его словам, понятие агрессивного вождения только входит в обиход. Сотрудники ГИБДД и страховые компании пока не имеют четких критериев для определения степени рискованности стиля вождения.
Кроме того, введение надбавки за стиль вождения негативно скажется на тарифах, поскольку реализация этой меры будет осуществляться с использованием телематических средств, а стоимость их установки ляжет на плечи водителей, замечает Виктор Четвериков.
В то же время возможность увеличение срока действия полиса до трех лет эксперты оценивает положительно — с оговоркой, что принимать соответствующее решение будет автовладелец, а не страховщики.
Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff