Forbes Russia: Меж двух огней: коллекторы и цены на услуги ЖКХ пугают россиян
Коллекторы активно скупают долги граждан и организуют работу по их взысканию. Этим занимаются как компании, так и граждане, поскольку долги сами по себе являются товаром, а временами — очень хорошим товаром. Это зависит от того, в каком сегменте их выкупают. Как ни странно, и в элитных жилых комплексах тоже есть должники, и суммы долгов там куда более значительные. К тому же у этих людей есть что взять, и отношения с ними строятся с учетом этого нюанса. Но этот бизнес эффективен преимущественно в больших городах, где у людей есть источники доходов. В глубинке он вряд ли очень прибылен.
Тришкин кафтан
Долги граждан по оплате услуг ЖКХ в России превышают 500 млрд рублей. Деньги изъяты из отрасли, что влечет за собой ее катастрофическое недофинансирование. Это ставит под угрозу модернизацию объектов ЖКХ: трубопроводов, котельных, трансформаторных подстанций и многого другого. Опять же, не хватает средств на проведение плановых мероприятий на объектах ЖКХ и в многоквартирных домах, на усиление энергоэффективности зданий. А между прочим, за их непроведение предусмотрены различные меры ответственности. Кодекс РФ об административных правонарушениях описывает множество разных видов правонарушений в сфере ЖКХ. Например, нарушение норматива обеспечения населения коммунальными услугами, нарушение законодательства об энергоэффективности и энергосбережении, требование лицензий. Также предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований органов власти, за неисполнение представлений по устранению условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Да, государство выделяет какие-то деньги на модернизацию объектов, но не в том объеме, в котором фактически нужно. Если в крупных городах дела в сфере модернизации жилищного фонда и развития ЖКХ обстоят относительно неплохо, то в глубинке уровень услуг и инфраструктура деградировали до самого минимума. В результате добросовестные управляющие организации просто не видят смысла работать там. Местные власти вынуждены учреждать свои управляющие компании и заниматься этой отраслью в условиях дефицита бюджета, неся убытки.
О состоянии отрасли красноречиво говорит статистика: Генеральная прокуратура только за первую половину этого года выявила около 148 000 правонарушений в сфере ЖКХ, возбуждено порядка 400 уголовных дел. И это не считая нарушений, выявленных региональными органами жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Кроме того, предельные цены на услуги ЖКХ власти опять планируют повысить. Помимо повышения НДС с 18% до 20%, которое произойдет с 1 января 2019 года, Минэкономразвития предлагает еще дважды повысить цены на коммунальные услуги в следующем году. В первом полугодии — на 1,7%, а во втором — на 2,4%. Это скорее вызовет рост социального недовольства, а не угроза сбора долгов мифическими коллекторами, образ которых придумали, давайте посмотрим правде в глаза, СМИ. К тому же уровень доходов населения неуклонно снижается. А если у потребителя нет денег, значит нет возможности развивать ЖКХ, нет условий для поддержания качества услуг на достойном уровне. Зато наблюдается износ коммуникаций и обветшание жилфонда. В больших городах, экономических центрах эта проблема решается с помощью нового строительства, обновления фонда и развития инфраструктуры ЖКХ на основании государственно-частного или муниципально-частного партнерства и применения новых технологий. А в малых городах и поселках уже сейчас наблюдается тенденция отказа жителей от услуг централизованного отопления — они пытаются перейти на индивидуальные схемы отопления квартир.
В свою очередь, у управляющих организаций есть рычаг по взысканию долгов — они могут приостановить оказание коммунальной услуги, за которую потребитель не платил больше двух месяцев. Это гораздо эффективнее, чем привлекать к сбору долгов коллекторов.
Аутсорсинг для УК
Привлечение коллекторов — это лишь полумера, направленная на снижение издержек управляющих организаций, связанных со взысканием задолженности. Другими словами, некий аутсорсинг плюс списание «плохих« долгов с баланса. На практике в деятельности коллекторов нет никакого криминала. Наоборот, серьезные компании всегда готовы договориться с должником о рассрочке, отсрочке, скидках, а иногда даже о продаже долга самим же должникам по сходной цене. В этом бизнесе нет сверхприбылей, его рентабельность — не более 20%, очень важен оборот, а не игра вдолгую с плохими долгами.
Таким образом, не коллекторы послужат причиной роста недовольства населения, а рост цен на услуги ЖКХ, падение их качества и деградация этой жизненно важной отрасли на фоне снижающихся доходов населения большей части страны.
В целом для разрешения ситуации требуется принятие долгосрочной, хорошо финансируемой, всеобъемлющей программы по модернизации жилищного фонда в регионах, особенно в депрессивных и дотационных. Она должна предполагать серьезные траты из федерального бюджета и налоговые льготы для участников, зато в ходе ее реализации можно будет также подтянуть смежные отрасли экономики и создать новые рабочие места. Тогда проблема роста задолженности за услуги ЖКХ отпадет сам собой.
Дмитрий ТОМКО, Forbes Contributor