Forbes Russia: По западному образцу: принесет ли налоговая амнистия результат
В настоящее время в России идет работа над законопроектом, направленным на продление срока объявленной в 2015 году амнистии для выведенных за границу капиталов, которая закончилась 30 июня 2016 года. Решение о продлении амнистии было принято по результатам встречи Владимир Путина с бизнесменами, которая состоялась в конце прошлого года.
Напомним, что первый этап деофшоризационной налоговой амнистии (а мы говорим именно о той амнистии, которая была принята параллельно, с так называемым, «деофшоризационным» законодательством (или законодательством о КИК)), стартовал в 2015 году и закончился 30 июня 2016 года (введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ). Основная идея амнистии заключалась в том, что физическим лицам, подавшим специальную декларацию в отношении своих (в том числе, когда владение осуществлялось через номинальных держателей) зарубежных счетов, имущества и контролируемых компаний, в определенных случаях гарантировалось освобождение от уголовной и административной ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства. Кроме того, таким лицам гарантировалось освобождение от ответственности за совершение налоговых правонарушений. Итоги первого года амнистии были весьма незначительны – декларанты не спешили заявлять о своих зарубежных активах. Основные причины состояли в недоверии к контролирующим органам, а также в большом количестве белых пятен и противоречий в законодательстве.
Одним из существенных моментов, на который бизнесмены обращали внимание, было ограничение гарантий освобождения от ответственности за нарушение валютного законодательство в отношении операций по зарубежным счетам за период до 1 января 2015 года. То есть на операции, совершенные уже после вступления в силу закона, гарантии не распространялисьз. Соответственно, существовал как минимум полугодовой период, который выпадал из-под действия амнистии, а у многих потенциальных декларантов «незаконные» операции в этот период производились и им грозила ответственность за их совершение (только административный штраф составлял до 100% от суммы валютной операции). Конечно, большинство не торопилось добровольно сдаваться налоговым органам.
Учитывая эти факторы, в значительной степени повлиявшие на низкую активность декларантов, в апреле 2016 года эти недостатки были устранены, и темпы подачи специальных налоговых деклараций значительно выросли. Данные о том, сколько граждан подали специальную декларацию разнятся. В прессе звучали цифры от 2500 до 15 000 деклараций. Министр финансов Антон Силуанов в декабре прошлого года на Гайдаровском форуме заявил, что 2016 году было подано 7200 специальных деклараций. Объем заявленных капиталов остался неизвестен, но цифра в 7 000 деклараций выглядит не очень впечатляющей (особенно по сравнению со статистикой, которую мы увидим далее по другим странам).
Несмотря на то, что амнистия уже закончилась, сейчас о ней стали вспоминать все чащи и чаще. И такой интерес во многом вызван развитием обмена налоговой информацией между странами и, в первую очередь, автоматического обмена такой информацией. Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, CRS MCAA), а также приняла федеральный закон для его реализации (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ).
21 декабря 2017 года на сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) появилась информация о юрисдикциях, которые готовы в автоматическом режиме предоставлять России информацию в отношении финансовых счетов компаний и физических лиц – налоговых резидентов России. Всего на настоящий момент таких стран 73, но в их перечень вошли такие любимые россиянами страны для учреждения иностранных компаний как БВО, Кипр, Швейцария, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Великобритания, Бермуды, Лихтенштейн и другие.
Соответственно, уже в этом году российские налоговые органы получат целый пласт информации в отношении зарубежных счетов (в том числе открытых на компании), бенефициарами которых являются российские налоговые резиденты. И такая информация создаст отличный базис для проверки налоговыми органами правильности декларирования прибыли контролируемых иностранных компаний, валютных счетов и операций, а также ряд других аспектов.
Конечно, в текущих условиях многие российские резиденты, которые два года назад не верили в такое быстрое развитие событий, сейчас уже всерьез рассматривают возможность воспользоваться амнистией. По нашей информации действие Закона планируется продлить до конца текущего года, условия амнистии остаются прежними. Вот только тем, кто уже амнистировался, второго шанса дано не будет.
Следует отметить, что проведение налоговых амнистий, конечно, не российское изобретение. Параллельно с нами многие страны ведут свою борьбу с офшорами и также вводят налоговые амнистии. Например, в Италии совсем недавно были проведены две налоговые амнистии. Первая амнистия охватывала длительный период с 2003 по 2014 год и длилась с 1 января 2015 года по 30 ноября 2015 года. Под амнистию подпадали банковские счета, активы и денежные средства в сейфах, принадлежащие итальянским налоговым резидентам. Налогоплательщикам гарантировалось освобождение от уголовной ответственности, но не освобождение, а уменьшение административной ответственности. Также необходимо было уплатить определенный налог в бюджет Италии.
Таким образом, мы видим, что условия нашей амнистии намного мягче. Исходя из публичной информации в рамках данного этапа амнистии было подано 130 000 деклараций, возврат налогов в бюджет составил около €4 млрд, а сумма задекларированного дохода составила $60 млрд.
В конце 2016 года правительство Италии решило провести второй раунд амнистии. Срок действия второй волны декларирования был установлен с октября 2016 года по 31 июля 2017 года. Основными отличиями второй волны была уплата полной суммы налога, но сокращение штрафов до 50% при соблюдении определенных условий по переводу активов, возможность самостоятельной оценки налоговых обязательств (если она не будет оспорена налоговыми органами). Поскольку амнистия закончилась недавно, её результаты пока неизвестны.
Параллельно с нами и итальянцами свою налоговую амнистию провела и Греция. Под амнистию в Греции подпадали все ранее незадекларированные активы. Амнистия проводилась в период с декабря 2016 по ноябрь 2017 годов. По аналогии с Россией и Италией в рамках амнистии предоставлялось освобождение от уголовной ответственности, и по аналогии с Италией — уменьшалась величина административной ответственности за неуплату налогов. При этом сам налог подлежал уплате (ставка зависела от года возникновения налогового обязательства – чем старше обязательство (а заявить можно было за период начиная с 2001 года), тем выше ставка. Исходя из доступной информации, было подано примерно 100 000 добровольных деклараций, а доплата налогов составила €600 млн.
Как видим, налоговые амнистии в Италии и Греции дали более весомые результаты, по крайней мере, по количеству поданных деклараций. Посмотрим, какие результаты принесет российская амнистия 2.0.
Александр ТОКАРЕВ