Forbes Russia: Скрытая угроза. Погубит ли «Почта России» российский онлайн-ретейл

За последний месяц «Почта России» объявила сразу о нескольких крупных проектах. Главный из них — строительство 38 логистических центров общей площадью 400 000 кв м в 34 городах. Инвестиции составят около 24 млрд руб., половину из них вложит ВТБ. В компании говорят, что это позволит обеспечить быстрой доставкой более 80% населения страны — в тот же или на следующий день. Китайские магазины рады.

Золотой век российского интернет-ретейла

Звучит здорово и планы вполне реалистичные. За последние пару лет «Почта России» значительно улучшило качество сервиса — если верить международным рейтингам, субъективным ощущением и новостям компании. Если так и будет продолжаться, то люди начнут все чаще забирать заказы из почтовых отделений, а не из пунктов выдачи заказов (ПВЗ) частных компаний. Пока у последних выше качество сервиса, быстрее сроки доставки, а цены ниже. Зато у «Почты» есть одно неоспоримое конкурентное преимущество: присутствие практически во всех населенных пунктах. Такого нет и не будет ни у одной службы доставки или сети ПВЗ. А когда компания построит те самые 38 логистических центра, начнет быстро и дешево доставлять по всей стране товары и научит своих сотрудников улыбаться — российский рынок e-commerce может измениться до неузнаваемости. Это хорошо и для покупателей, и для магазинов. Первые получат качественную доставку в любой точке России. Вторые получат доступ к большему числу покупателей и смогут быстрее доставлять товар, оборачиваемость увеличится вместе с доходами. Все это грозит стать чуть ли не «золотым веком российского e-commerce»... но нет.

Китайский российский рынок

Проблема в том, что есть еще китайские магазины и не очень понятная политика государства. Вот несколько красноречивых цифр. В 2017 году, по данным АКИТ, доля зарубежного сегмента на российском рынке e-commerce составила уже 36%. По итогам 2018 года цифра точно будет еще больше. По данным «Почты России», за первые три квартала число международных посылок выросло на 25%. При этом 94% всех зарубежных посылок, которые обработала «Почта России», приходятся на Китай. До конца года таких наберется больше 300 млн. Когда планы «Почты» по постройке логистических центров воплотятся, китайские магазины получат еще больший доступ к российскому покупателю, чем сейчас. Более того, в сентябре предприятие объявило об открытии нового маршрута для поставок посылок из AliExpress. А по данным китайской компании, Россия входит в Топ-3 крупнейших направлений магазина. Только что они впервые раскрыли статистику по доставкам в Россию: 20 млн россиян в год совершают покупки через AliExpress. В АКИТ ожидают, что выручка компании в 2018 году составит уже 212 млрд руб.

Но и без этого в следующем году тенденция только усилится. С 1 января в России повышается НДС на 2%. Это значит, что в китайских интернет-магазинах будет еще на 2% выгодней делать покупки. Зарубежные магазины до сих пор не облагаются в России никакими пошлинами, а порог бесполшинной трансграничной торговли хоть и планируют снизить, но еще не снизили, да и вряд ли это может сыграть ключевую роль в расстановке сил. Если ничего не изменится, через пару лет китайский интернет-ретейл начнет доминировать в России — и все это сделает своими руками российское государство.

Слабость Сибири

Хуже всего придется, конечно, региональным магазинам. Сейчас у них простая стратегия: купить в Москве за 10 рублей, привезти, допустим, в Новосибирск, продать за 20 рублей. Других возможностей нет, таковы особенности российской экономики. С развитием интернета и логистики новосибирский покупатель, конечно, предпочитает заказывать товар из Москвы за те же 10 рублей, доплатить за доставку, подождать неделю и получить точно такой же товар. Когда «Почта России» построит логистические центры, товары из Москвы в Новосибирск будут доставляться еще быстрее, а у местных магазинов будет еще меньше шансов выигрывать борьбу за покупателя. С одной стороны Москва и Питер, с другой — Китай.

Пока для жителей Урала и даже части Сибири и Дальнего Востока удобней, когда заказы привозят из Москвы, а не из Китая. С новыми логистическими центрами преимущества в скорости и удобстве доставки российские магазины лишатся. У российского покупателя, который живет за Уралом, не останется ни одной причины, чтобы заказывать товары у российских, а не у китайских магазинов. Ассортимент шире, скорость доставки такая же или быстрее, а цены ниже просто потому, что они не платят никаких пошлин. Качество? Это довольно субъективное понятие, а в эпоху кризисов и падения покупательской способности выбор естественным образом делается в пользу более дешевого товара. Как люди, которые живут в Сибири и на Дальнем Востоке, летают отдыхать в Азию, а не Европу, так и здесь: это ближе, проще и дешевле.

Угроза монополии

В итоге доля китайского e-commerce на российском рынке превысит 50% быстрее, чем вы думали. Без пошлин, НДС и необходимости проходить сертификацию, китайские игроки могут бесконечно долго демпинговать, чтобы победить локальных конкурентов. Как долго в таких условиях смогут существовать российский интернет-ретейл?

Выстраивается довольно простая цепочка. В России повышаются налоги, растут цены на бензин, аренду, и вообще все расходы увеличиваются. Магазины вынуждены поднимать цены. Спрос из-за этого снижается, покупатели еще больше отдают предпочтение заказу товаров в Китае. Российским магазинам становится работать еще невыгодней, они закрываются, и освободившуюся нишу тут же занимает китайский ретейл. Вот и все. Сначала его доля станет больше 50%, потом больше 60%, и так далее. Начнется монополия.

А что делает монополист? Он может делать, что хочет, потому что никто не может с ним конкурировать. Никто не помешает ему бесплатную доставку сделать платной. А почему бы не ужесточить условия возврата для покупателей? Ведь все те гибкие условия, которые есть сейчас, установились благодаря жесткой конкуренции за покупателя. И если в российском магазине вернуть товар довольно просто (по крайней мере понятно, как это сделать), и есть Роспотребнадзор, в который покупатель может пожаловаться, то как быть в случае с китайскими магазинами? Покупатели здесь не обладают такими преференциями, а китайские товары по закону не должны быть сертифицированы.

Равные условия для всех — это просто

Складывается ощущение, что лучше бы «Почта России» не строили свои терминалы. Это, конечно же, не так. Такие инвестиции в инфраструктуру могут действительно дать ускорение всему российскому e-commerce. Но с трансграничной торговлей надо что-то делать. Выход здесь простой, о котором давно говорят многие эксперты. Нужно всего лишь поставить всех игроков — и российских, и зарубежных — в более или менее равные условия. Если российские магазины платят налоги и пошлины, то пусть и иностранные магазины платят сопоставимые пошлины. Сейчас у них преимущество в 50% (российские магазины скоро будут платить 20% НДС плюс почти 30% приходится на различные взносы) — это огромный гандикап. Пока же получается, что государство само стелет ковровую дорожку для китайских магазинов и вбивает гвозди (в виде НДС и отсутствия каких-либо пошлин для иностранцев) в крышку гроба российского интернет-ретейла.

Максим ЖЕСТОВСКИЙ, Forbes Contributor