Forbes Russia: Хлеб, а не пирожные. На чем чаще всего экономят россияне

Россияне стали меньше экономить на продуктах первой необходимости, но при этом ограничивают себя в развлечениях и покупках одежды. Эксперты считают, что об улучшении ситуации с доходами говорить пока рано — российские семьи просто начали жить в кредит.

Доля россиян, которые в борьбе с инфляцией вынуждены экономить на всем, кроме товаров первой необходимости, в этом году уменьшилась на 7 процентных пунктов (по сравнению с кризисным 2014 годом) и составила 25%, приводит данные опроса исследовательская компания «Ромир». В выборку вошли 1500 респондентов старше 18 лет из разных регионов страны.

При этом россияне стали намного больше экономить на одежде и развлечениях, выяснили исследователи. Доля граждан, сокративших расходы в этих категориях, увеличилась за четыре года с 17% до 25%.

Количество россиян, которые ограничивают себя в дорогостоящих покупках, не изменилось за четыре года — доля таких респондентов по-прежнему составляет 19%. Еще 15% опрошенных признались, что отказываются от некоторых продуктов питания, чтобы сбалансировать семейных бюджет.

На еде чаще всего экономят люди старшего возраста, а на одежде и развлечениях — молодые люди. Меньше всего тратят граждане с низкими доходами — среди них 36% заявили о том, что им приходится следить за своими расходами.

Среди граждан со средними доходами об экономии рассказали 19%. Из числа россиян с высокими доходами только 13% перераспределяют семейный бюджет в пользу продуктов или самых необходимых покупок, узнали социологи.

Стали богаче?

Люди могут меньше экономить на предметах первой необходимости и продуктах благодаря тому, что за последние два года динамика инфляции стабилизировалась, считает управляющий партнер Экспертной группы Veta Никита Жарский.

Он отмечает, что в этот период темпы роста инфляции замедлились и уровень цен на товары первой необходимости и основные продукты питания не сильно изменился. По данным Росстата, инфляция в 2017 году составила 2,5%, это минимум за последние годы. Для сравнения: в 2014 году был зафиксирован рост цен на 11,4%.

По мнению директора клиентского департамента холдинга «Ромир» Ольги Гореловой, одной из главных причин того, что россияне стали меньше экономить на еде, стало увеличение числа промоакций в ретейле. «От 18% до 57% покупок (в зависимости от сегмента) делаются именно по специальной цене. Покупатель стал рациональнее, те или иные стратегии экономии выбирают даже представители группы с высокими доходами», — поясняет она.

Кроме того, по словам Гореловой, в текущем году финансовое положение россиян несколько улучшилось по сравнению с предыдущими годами, что также позволило гражданам меньше экономить. «Мы фиксируем увеличение роста объема свободных денег в российских семьях», — упомянула эксперт.

Хуже, чем кажется

Опрошенные Forbes экономисты отмечают, что уровень доходов россиян по-прежнему находится в зоне слабого роста, поэтому рано делать выводы об улучшении финансового положения населения.

В августе и сентябре Росстат зафиксировал падение реальных располагаемых доходов россиян. По данным ведомства, после плавного роста с начала года, в августе доходы граждан упали 0,9% в годовом выражении, а в сентябре — на 1,5%. По предположению исследователей РАНХиГС, доходы значительной части населения могут сейчас сокращаться, несмотря на позитивную статистику по росту зарплат.

Если в предыдущие кризисы — 2008 и 2014 годов — россияне реагировали на дестабилизацию экономики хаотично, «распаковывая» свои сбережения, то сейчас доставать из закромов уже нечего и приходится брать кредиты и займы.

«У подавляющего числа россиян полностью исчерпаны сбережения. А поскольку обязательные расходы и платежи во многих случаях превышают совокупные доходы домохозяйств, то у таких людей, собственно, выбора особого нет: они залезают все глубже и глубже в «долговые петли»», — объясняет эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Согласно данным ЦБ, объем выданных физическим лицам кредитов в октябре увеличился на 16,7%, рост портфеля розничных кредитов в основном происходил за счет необеспеченных потребительских ссуд и ипотечных кредитов. «Люди все чаще берут кредиты для того, чтобы покрывать дефицит доходов на предметы первой необходимости и обязательные платежи, а также для рефинансирования прежних кредитов», — говорит Рожанковский.

Тот факт, что россияне стали больше экономить на развлечениях и одежде, свидетельствует о тяжелой ситуации с доходами населения, считает Никита Жарский. «Статья расходов на «одежду и развлечения» относится к категории non-essential» (расходы, не являющиеся жизненно важными), и их сокращение обычно отождествляется в той или иной экономике с характерными чертами глубокой экономической рецессии», — добавляет Рожанковский.

Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff