Forbes Russia: Более четверти россиян не разбираются в кредитах и займах
Более четверти россиян сложно разобраться, как пользоваться заемными средствами, об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса аналитического центра НАФИ. У 18% опрошенных трудности вызывают кредиты и еще у 10% — микрозаймы. А наиболее сложные для понимания финансовые услуги — инвестиционные: около 41% опрошенных полагают, что в них труднее всего разобраться. Страхование, банковские вклады и депозиты, а также банковские карты можно назвать самыми понятными населению услугами: сложности с ними отметили лишь 8%, 7% и 4% респондентов соответственно.
Опрос проходил в октябре 2016 года, в нем участвовало 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст участников исследования — от 18 лет и старше. Треть россиян признаются, что есть много финансовых услуг, в которых непрофессионалу сложно разобраться. Чем старше опрошенные, тем чаще они высказывают такое мнение (24-27% в группе 18-34-летних против 33% опрошенных 45-59 лет и 46% среди пенсионеров), отмечается в материалах исследования. При этом до 38% участников опроса полагают, что во многих финансовых услугах можно разобраться и самостоятельно. Лишь около четверти россиян (23%) считают, что большинство финансовых услуг на рынке вполне понятны. Так отвечают в основном 25-34-летние (27%) и опрошенные с высшим образованием (29%).
Финансовые рынки развиваются стремительно, как со стороны продуктового предложения, так и технологий, отмечает генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. «Обычному человеку заведомо трудно успеть за происходящими изменениями. Чтобы избежать данного дисбаланса, игрокам финансового рынка нужно пересмотреть принципы взаимоотношения с потребителями. «Упрощай и обучай!» — вот формула, которая в корне может изменить качество взаимоотношений с текущими и потенциальными клиентами», — поясняет она.
Низкий уровень финансовой грамотности является серьезной проблемой для россиян и приводит зачастую к печальным последствиям, пояснил Forbes член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Михаил Повалий. «Это высокая степень закредитованности, рост мошеннических схем в отношении клиентов банков, размещение сбережений в сомнительных финансовых учреждениях и многое другое», — отметил Повалий. По его словам, чтобы клиентам относиться к своим финансовым решениям грамотно, банк запустил цикл бесплатных обучающих семинаров для клиентов, их посещает разная аудитория — от молодежи до пенсионеров.
Повышение финансовой грамотности населения также является одним важных направлений работы компани, сказал представитель Сбербанка. В частности, Сбербанк совместно с ЦБ РФ организует специальные обучающие вебинары для школьников, а также проводит семинары для предпринимателей на базе центров развития бизнеса. Кроме того, запущена пошаговая программа развития для предпринимателей «Бизнес класс» — совместный проект Сбербанка и Google. Также Сбербанк проводит обучение аудитории социальных сетей основам финансовой безопасности.
Проблемой финансовой грамотности населения озаботился Минфин. «Вопросы защиты сбережений актуальны для россиян: ежегодно граждане теряют сотни миллионов рублей с банковских карт, попадаются на уловки мошенников, страдают от недобросовестного поведения участников финансового рынка», — объясняли в министерстве. Поэтому в Минфине есть отдельный проект, который должен помочь исправить это. В ноябре министерство провело Всероссийскую неделю сбережений, посвященную именно защите от мошенничества и правилам грамотного финансового поведения и накопления средств, а также запустило федеральный портал по финансовой грамотности Вашифинансы.рф.
Екатерина ЕРЕМЕНКО