Forbes Russia: Семь проблем антикризисного плана правительства

Опубликованный документ ни в коей мере не направлен на борьбу с кризисом.

1) Спешка нужна при ловле блох.

Не понимаю, зачем нужно было утверждать план, в котором каждый второй пункт требует расходов из федерального бюджета, если суммы этих расходов не определены? Зачем нужно утверждать план и требовать от Минфина, чтобы через пару дней он дал предложения по суммам расходов? Чтобы продемонстрировать свою решительность? Почему от Минфина потребовали предложения по расходам только на первый квартал? Что, после этого кризис закончится? Или утвержденные меры пойдут в корзину, а правительство сочинит новые?

2) Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Из плана совсем непонятно — с каким кризисом борется правительство. Премьер Медведев сказал, что он хорошо понимает три причины кризиса: структурные проблемы экономики, падение цен на нефть и внешнее давление, читай, экономические санкции Запада. Проще всего с санкциями. Это плата, которую российская власть согласилась платить (вернее, согласилась взвалить ее на плечи населения) за свои политические решения по Крыму и Украине. Решения назад отыгрывать никто не собирается, значит, с санкциями придется жить всерьез и надолго. С ценами на нефть тоже понятно, они упали и поднять их российские власти не смогут.

Придется ждать, пока отрастут сами.

А вот с какими структурными проблемами экономики собирается бороться правительство — я так и не услышал. Правда в плане можно найти такое замечательно направление работы как «поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров», из чего можно сделать вывод о том, что одной такой структурной проблемой является сырьевая ориентация экспорта, а другой – высокая доля импорта как в текущем потреблении, так и в инвестиционной деятельности.

Но только человек, который совершенно ничего не понимает в экономике, может поверить в то, что найдется в России кто-то (вернее сотни и тысячи таких «кто-то»), кто за считанные месяцы наладит производство хотя бы половины товаров, которые Россия импортирует, да еще и тех, что можно будет экспортировать. Решение и той и другой задачи требует многих месяцев упорного труда и зачастую сотен миллионов долларов инвестиций, которыми этот кто-то должен рискнуть. И здесь мы подходим к самому главному.

3) А я бы повару иному…

Самой большой внутренней проблемой экономики последней пары лет, не видеть которой правительство не могло (тем более, что оно, по словам Медведева, уже год как готовилось к кризису) стало падение инвестиций. Темп роста инвестиций начал быстро замедляться осенью 2011 года, сразу после объявления о решении Владимира Путина вернуться в Кремль, в 2013-м рост инвестиций прекратился, а в прошлом Росстат зафиксировал их спад на 5%. Инвестиции для экономики – как топливо для двигателя. Любой бизнесмен хорошо знает: простое функционирование бизнеса требует постоянных вложений. То же самое и с экономикой страны. В среднем, в 2000-2012 гг. росту ВВП на 1 процентный пункт сопутствовал рост инвестиций почти на 2%.

Так вот, правительство в рамках своих антикризисных дискуссий не попыталось ответить на вопрос: а почему инвестиции падают?

Почему российский капитал как ошпаренный бежит из страны, хотя за ее пределами о той норме прибыли, которую он получает здесь, и мечтать не приходится? Для независимых экспертов и аналитиков ответ хорошо и давно известен: незащищенность прав собственности, зависимость суда, отсутствие реальной политической и экономической конкуренции. Правительство в очередной раз сделало вид, что оно и слов таких не знает, и что достаточно обойтись «реализацией «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, а также комплексным совершенствованием контрольно-надзорной деятельности».

4) Скупой платит дважды.

Правительство, похоже, не понимает, как ускорившаяся инфляция влияет на бюджетную сферу, и не собирается тратить дополнительные средства, сверх предусмотренных в бюджете. То есть ни о какой компенсации бюджетным организациям (включая расходы на заработную плату) на более высокий фактический темп роста цен речи не идет. Это означает, что все федеральные бюджетники достаточно быстро ощутят падение своего уровня жизни. А с учетом того, что инфляция в ближайшие месяцы будет продолжать разгоняться (по моим оценкам, как минимум, до 15% к концу первого квартала и с высокой степенью вероятности до 17-18% к концу второго) никому это мало не покажется. И ни о какой компенсации на девальвацию рубля тем бюджетным организациям, у которых есть сколь-либо значимая доля импортных товаров в текущем потреблении, или кто собирался закупать импортное оборудование также не предполагается. Более того большинство бюджетных организаций уже узнали о том, что расходы на их содержание в текущем году будут сокращены под лозунгом «Нужно финансировать Крым».

5) Хвост вытащишь, нос увязнет…

Нехитрая бюджетная комбинация, которую задумал и с блеском реализовал Минфин – сократить на 10% бюджетные расходы (кроме оборонных и социальных) и за этот счет создать антикризисный фонд для финансирования еще никому не известных мероприятий, — означает не что иное как фактический пересмотр бюджета-2015. Причем пересмотра непубличного (хотя бы в тех минимальных пределах публичности, которые предполагает работа нашей Государственной думы), неподконтрольного, отданного целиком на откуп чиновничеству. В России такой подход к решению проблем давно получил название «латание Тришкиного кафтана», и его эффективность хорошо известна.

При этом растаскивание Фонда национального благосостояния продолжается. 550 млрд.рублей достанутся двум банкам-«любимчикам» властей – ВТБ и ВЭБу, для которых получение бюджетных денег в разных формах и под разными соусами стало формой и смыслом существования.

6) Обещанного три года ждут.

Существенная часть плана (четверть по моим оценкам) это различные решения власти по снижению фискального и бюрократического давления на бизнес. В основном, на малый. Основная часть их сформулирована достаточно конкретно, поэтому понять, выполнены или нет, будет легко. Тем более, что и срок исполнения в основном установлен в пределах ближайших двух месяцев. Выполнят или нет? Облегчится жизнь малого бизнеса или нет? Получит ли он больше доступа к государственным закупкам? Поживем, увидим.

7) Седьмое и последнее. Ложка дегтя, которая портит бочку меда.

Очень насторожил меня пункт 16-й, который звучит так (простите за длинное цитирование): «Предоставление Правительству Российской Федерации полномочий по установлению особенностей планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля участия Российской Федерации в которых составляет более 50%, либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки». Не очень понимаю, чего правительство хочет получить в результате, но хорошо понимаю, что это никак не согласуется с Гражданским кодексом или Законом об акционерных обществах, в которых правительство как орган управления акционерными обществами не упоминается. Может быть, это и есть те структурные реформы, которые в преамбуле плана проходят под пунктом «радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством»? А законопроект, который должен выйти из недр Минэкономразвития уже 31 января можно будет назвать: «О придании законодательных функций Госплану?»

Сергей АЛЕКСАШЕНКО

Автор - старший научный сотрудник Центра развития ВШЭ