Forbes Russia: Триллион за спокойствие: помогут ли меры правительства и ЦБ

Если удастся избежать полномасштабного банковского кризиса, то ставки и курс могут стабилизироваться.

Из четырех основных арен, на которых разворачивается острая фаза кризиса (валютная, долговой рынок, денежный рынок, банковский сектор), основное внимание привлекали скачки валютного курса. Однако резкое повышение процентной ставки ЦБ, меры по поддержке ликвидности, а также добровольно-принудительная продажа валютной выручки, обещанная крупнейшими компаниями-экспортерами, позволили к концу недели восстановить приемлемые объемы торгов и даже загнать курс ниже 60 рублей за доллар США.

А вот состояние банковского сектора и рынка межбанковских кредитов, наоборот, вызывает большое опасение.

В пятницу 19 декабря рынок шарахался от рекордных ставок (MosPRIME достигал 27% годовых) и размещения казначейством десятидневного депозита на 150 млрд рублей под 38%. Сбербанк предлагал крупным корпоративным клиентам депозиты под 26% годовых на 3 месяца, чего не припомнят даже ветераны прошлого кризиса. Назывались достаточно большие суммы неплатежей и конкретные банки, ответственные за них. Одновременно банки стали испытывать наплыв клиентов, желающих не столько менять валюту, сколько изымать вклады. Именно поэтому меры ЦБ, объявленные в среду, и правительственный законопроект о докапитализации банков, одобренный Думой уже в пятницу, представляют особый интерес.

В целом их можно разделить на два больших куста — «припудривание синяков» и «раздача слонов и пряников».

К первым можно отнести разрешение банкам (и, скорее всего, инвестиционным компаниям и НПФ, на которые это правило будет распространено) не переоценивать ценные бумаги, упавшие в цене во время кризиса и использовать курс на начало IV квартала 2014 для оценки своих внешних обязательств. Цель этих (временных) решений понятна — не допустить отнесения убытков на и без того схлопывающийся капитал банков и предотвратить спираль дальнейшей распродажи облигаций, их уценку и снижения сумм залогов, принимаемых в РЕПО. ЦБ также не придется карать банки и отзывать лицензии по формальным признакам несоблюдения нормативов. Это не спасет от снижения кредитных рейтингов — закрывать глаза на вполне реальные дыры в балансах и убытки никто не будет. Но если расчет на быстрое снижение ключевых ставок после снижения инфляции и хотя бы некоторой стабилизации валютного рынка, то такая мера выглядит вполне осмысленной, поскольку позволяет и банкам, и регулятору выиграть время.

Что касается докапитализации банков на 1 трлн рублей, то похожая программа уже действовала в 2008-2009 году. Под нее попадают крупнейшие системообразующие банки, как государственные, так и частные. В рамках программы государство передаст ОФЗ в капитал Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое вложит их в капитал банков через субординированные инструменты. При этом в дальнейшем часть этих бумаг может быть конвертирована в акции банков. Докапитализация крупнейших банков на 1 трлн рублей увеличит капитал банковской системы примерно на 13% и создаст буфер для ожидаемого роста просроченных кредитов.

Увеличение страхового покрытия по вкладам физических лиц и ИП вдвое до 1,4 млн рублей. Хотя это решение принимается на фоне резкого сокращения объемов фонда страхования вкладов АСВ (он снизился до 78 млрд рублей на 1 декабря с 248 млрд рублей 1 октября 2013 года непосредственно перед началом зачистки банковского сектора от нарушителей нормативов и банков-«помоек»), оно необходимо для пресечения отзыва вкладов населения из банков. Особенно это касается крупных валютных вкладов, резко подорожавших в рублевом эквиваленте, и крупных рублевых депозитов. Аналогичные меры (вплоть до 100% покрытия депозитов) активно применялись в США и Евросоюзе во время последнего кризиса. Но понадобится поддержка фонду страхования вкладов или как минимум активная пропаганда возможности АСВ получить государственную поддержку, если выплаты страховок превысят резервы агентства.

Расширение возможности для повышения ставок по вкладам и кредитам. В свое время ЦБ ограничил возможности 10 крупнейших по объему розничных вкладов банков устанавливать ставки, более чем на 2 процентных пункта (п. п.) превышающие средние. Смысл был в том, чтобы более слабые банки не ввязывались в войну за вкладчика, расплачиваться за которую пришлось бы АСВ. Сейчас разрешенное превышение увеличено до 3,5 п. п. В 2008-2009 годах резкое повышение ставок по вкладам и опора на этот внутренний источник фондирования достаточно быстро стабилизировала рынок и снизила давление на ЦБ. Более того, крупнейшие банки достаточно активно поднимают ставки по вкладам. Вполне возможно, что ограничение в 3,5% будет расширено еще раз или вообще временно снято. Также временно снимаются ограничения на ставки по кредитам физическим лицам — но эта мера вряд ли будет значимой в условиях ожидаемого сжатия кредитования населения.

Реструктуризация валютных ипотек. В результате курсовых скачков, выплаты по валютным ипотечным кредитам возросли на 80%, а суммы кредитов превысили стоимость недвижимости, которая если и росла, то сильно меньшими темпами. В результате от 80 000 до 150 000 ипотечных кредитов нуждаются в реструктуризации. Мера достаточно спорная — почему государство должно помогать гражданам отвечать за валютные риски? Впрочем, детали можно обсуждать. В дальнейшем стоило бы перенять опыт Польши и требовать для валютных ипотечных кредитов дополнительных резервов и стресс-тестов, во избежание кризиса. Пока же ипотечный рынок парализован высокими ставками и даже обещания поддержать заемщиков, с которыми президент выступил во время большой пресс-конференции, тут вряд ли помогут.

В целом, предложенные меры хорошо себя показали в других странах в прошлый кризис.

Если удастся избежать полномасштабного банковского обвала, то ставки и курс также будут вести себя менее нервно. Поэтому основная проблема ближайших месяцев — восстановление доверия и к рублю, и к регулятору, и к банкам. Насколько принятые меры окажутся эффективными, мы увидим в ближайшие недели. Если же острота кризиса не спадет, мы рискуем увидеть жесткий нерыночный подход в стиле пятничных решений Нацбанка и правительства Белоруссии или конвертацию валютных вкладов, что будет реализацией самых больших кошмаров российских вкладчиков и банкиров.

Антон ТАБАХ

Автор - директор по региональным и инфраструктурным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг"