FutureBanking: Лизинг на пороге перемен

На рынке лизинга грядут серьезные перемены, связанные в первую очередь с регулированием. FutureBanking расспросил Кирилла Царева, председателя правления, генерального директора «Сбербанк Лизинга» и президента Объединенной лизинговой ассоциации, чего ожидать лизинговым компаниям и работающим с ними банкам в ближайшей перспективе.

Банк России и Минфин вместе с Объединенной Лизинговой Ассоциацией и крупнейшими игроками лизингового рынка, вошедшими в состав рабочей группы, разрабатывают стандарты взаимодействия лизинговых компаний с правительством (Минфином) в части регулирования деятельности лизинговых компаний по аналогии с банковской деятельностью. Очевидно, что ужесточается контроль за деятельностью лизинговых компаний. Общие принципы будут сформированы до конца 2016 года, а официальные решения обнародованы в уже следующем году.

— Как это повлияет на общее состояние рынка, по вашим оценкам?

— Все эти изменения в конечном счете должны привести, во-первых, к повышению прозрачности отрасли для внешних инвесторов (банков, рынка ценных бумаг), а во-вторых, к синхронизации всех подходов к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности лизинговых компаний (переход с РСБУ на МСФО).

В итоге выиграют все: и отрасль, и государство. Увеличение прозрачности рынка и сокращение рисков для банков приведут к снижению стоимости услуг и для самих клиентов.

Часть стандартов уже внедрена в лизинговых компаниях за счет банков, которые, являясь нашими главными кредиторами, диктуют определенные правила. Но стратегически намного правильнее, когда отрасль вырабатывает эти стандарты самостоятельно.

— Возможен ли переход лизинговых компаний под регулирование Банка России?

— Банк России сегодня контролирует практически весь рынок финансовых услуг, поэтому такой вариант вполне возможен. Вопрос не в том – перейдет или не перейдет, вопрос в том – если перейдет, то как.

— Как бы вы в целом охарактеризовали текущее состояние рынка лизинга в России и его динамику за последние несколько лет? В частности, 2014—2015 годы были тяжелыми для лизинговых компаний. Изменилась ли ситуация в этом году?

— Сейчас ситуация на рынке довольно стабильная. Предыдущие годы и даже последние десятилетия отучили нас от стабильности, мы привыкли к постоянному росту. Некоторые компании не успели вовремя снизить риск-аппетит. Это привело к тому, что часть игроков, особенно региональных, ушла с рынка, а сейчас мы видим новые имена. В то же время, крупные игроки не уменьшают объемы, а некоторые даже увеличивают. Например, по итогам прошлого года портфель АО «Сбербанк Лизинг» вырос более чем на 10% по сравнению с предыдущим. В целом, можно сказать, что концентрация растет. То же самое мы видим на рынке торговли, на рынке строительства и т.д.

— Что вы можете выделить в качестве основных негативных факторов, подавляющих развитие рынка лизинга? И, наоборот, в качестве драйверов роста?

Ухудшение финансового состояния заемщиков приводило к росту NPL (размер просроченных более чем на 90 дней обязательств – прим. редакции) в прошлые годы. Сегодня мы уже видим, что NPL больше не растет, но не все проблемные активы нашли свое решение. Второй фактор – низкий спрос, обусловленный неготовностью или нежеланием конечных клиентов обновлять свои основные средства. В то же время у самих лизинговых компаний невысок риск-аппетит, так как во многих отраслях тяжело предсказать, что будет дальше.

Драйверы роста тоже есть. В частности, некоторые клиентские отрасли растут за счет импортозамещения. Например, сельское хозяйство. У нас одни из лучших результатов по сбору зерновых культур за последние 10-15 лет. Чем прозрачнее отрасль, тем больше у нее доступа к финансированию, в том числе со стороны лизинговых компаний. Еще один драйвер – господдержка. Например, программы Минпромторга по поддержке производства легковых автомобилей, авиации, ж/д транспорта.

— Какие отрасли сейчас наиболее привлекательны для лизинговых компаний и какие оцениваются как перспективные?

— Транспорт (авиация, ж/д, морской, грузовой, легковой). Несмотря на то, что отрасли в кризисе, все равно вагоны и авиация остаются ключевыми сегментами для лизинговых компаний. Вместе с тем, перспективы, прежде всего, в промышленности. Там многим предприятиям необходимо обновлять основные фонды.

— Сейчас банки все большее внимание уделяют развитию технологий. Существуют ли технологии, которые лизинговые компании могут позаимствовать у банков? Были ли такие кейсы у Сбербанка и «Сбербанк Лизинга»?

— Мы смотрим на опыт Сбербанка и перенимаем его, стараемся успеть за нашей динамичной «мамой». Наша цель – минимизировать количество транзакций, совершаемых клиентом, сделать сервис быстрее и удобнее вместе со Сбербанком. Сегодня у нас есть продукты, которыми можно воспользоваться в регионах, где нет офисов «Сбербанк Лизинга» – клиенты получают договор и услугу с помощью менеджеров Сбербанка. Наша дальнейшая цель – развитие дистанционных каналов продаж, когда для удобства клиента количество посещений банка сведено к минимуму.

Александра ГУСЕВА