FutureBanking: «Предприниматели еще не поняли, что нужно принимать платежи по картам»

Основатель сервиса мобильного эквайринга 2can Николай Жмуренко 25 февраля выступит на форуме FinNext в секции по инновациям для малого и среднего бизнеса. В преддверии форума он рассказал генеральному продюсеру FinNext Олегу Анисимову об итогах 2014 года и основных проблемах отрасли mPOS.

- Как можно оценить итоги 2014-го года для рынка mPOS?

- Через четыре компании, работающие на российском рынке, прошел оборот в 2,3 млрд рублей. Помимо 2can это Pay-Me, LifePay и SumUp. Если добавить ряд проектов поменьше, суммарно получается, что эквайринговый оборот через mPos за прошлый год составляет где-то 2,5-2,7 млрд рублей. Четверка, соответственно, делает 90%.

- Как такой мизерный рынок делить даже на четырех игроков? Каковы перспективы роста?

- Рынок еще только-только начал развиваться. У 2can оборот за 2014 год равен 1,1 млрд рублей. Если сравнивать с 2013 годом, мы выросли в 8,5 раз, причем в 2013 году мы были совсем маленькие. В 2012 году ни у нас, ни у кого другого на рынке оборота вообще не было.

Прошло только два полных года работы мобильного эквайринга. Причем, эти два полных года сделаны силами не самых больших компаний. Понятно, что кто-то из этих стартапов, тем или иным образом, кэптивный: LifePay при банковской группе «Лайф», SumUp при группе «Связной». Но все равно они работали, как стартапы, им были выделены небольшие инвестиционные средства на развитие. Четыре стартапа плюс еще ряд участников, сделали этот оборот. Чтобы оценить, насколько рынок мизерный, надо попробовать с чем-то сравнить. Например, с интернет-эквайрингом. Сколько в России развивается интернет-эквайринг? Лет 15?

Период, в течение которого развивается российский рынок мобильного эквайринга, в два раза меньше, чем период работы Square, который Джек Дорси (Jack Dorsey) запустил в конце 2009 года. У него полные годы работы: 2010-й, 2011-й, 2012-й. А у нас только 2013-й и 2014-й.

- Но Square обеспечивает транзакции на 100 миллионов долларов в день, что уже втрое больше, чем все четыре российских оператора делают за год…

- На каком рынке развивался Square? На рынке, где есть карточная культура. Она уже укоренилась. Наверное, каждый американец точно понимает, что карта — это расчетный инструмент, которым ты должен расплачиваться в магазинах, в такси, с какими-то частными поставщиками услуг и т.д. И на этот рынок приходит новый инструмент — удобный и мобильный. Люди им начинают пользоваться.

Что такое эквайринг и карточный рынок в России? Пока укоренившейся культуры использования карт нет. В России для многих карта остается инструментом похода к банкомату. У нас до сих пор, если посмотреть в денежном обороте, с карт порядка 70-75% денег снимается в банкоматах. Постепенно люди привыкают к тому, что карту можно использовать в торговых точках.

В прошлом году впервые количество расчетных транзакций превысило количество снятий в банкоматах, при том что в банкоматах «средний чек» остается высокий. В России люди еще не совсем понимают, что делать с пластиковой картой. Предприниматели еще не поняли, что нужно принимать платежи по картам, и тут приходим мы с новым инструментом.

А в Америке люди четко понимают, что карта для расчетов и предприниматели понимают, что люди хотят расплачиваться картой и приносят им новый инструмент. Но у нас и выбора-то не было. Можно подождать лет 10, чтобы российский рынок так же развился, как американский. Наверное, это неправильно.

В России стартапы занимаются тем, чем не занимаются такие финансовые стартапы в Штатах. Square в Штатах не занимался обучением населения, предпринимателей. Мы, маленькие стартапы в России, присоединились к большим банкам и вместе с ними объясняем предпринимателям, населению, что карты — это хорошо. Понятно, что мы, может быть, и денег больше тратим, и растем медленнее.

Поэтому надо сравнивать не с развитым американским рынком, а что-то находить для сравнения в России. Например, попытаться сравнить с тем же интернет-эквайрингом, который у нас развивается порядка 15 лет, когда «Озон» начинал принимать платежи по картам, и «Ассист» появился.

Интернет-эквайрингом сейчас заняты крупные провайдеры, крупные банки. И все они вместе за 2014 год оборот в интернет-эквайринге сделали порядка 300 миллиардов рублей. Причем там значительные обороты по покупкам, которые по-другому уже непонятно как делать: авиабилеты, игры. Если сравнить с этим сектором, то ситуация не плохая, а очень хорошая.

- А сколько клиентов у 2can?

- Мы за все время подключили более 20 тысяч картридеров. Реально включенных терминалов сейчас около 11 тысяч. В среднем на одного клиента приходится около трех терминалов. То есть среди наших клиентов около 4000 юридических лиц и ИП.

Беседовал Олег АНИСИМОВ