Газета.Ru: Автокредиты вкатываются в кризис

Менее чем за три месяца рынок автокредитования в России сократился примерно на 15%. Некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают выдавать автокредиты. Другие предлагают потребителям высокие ставки — около 25% годовых. Оживить рынок может государственная программа по субсидированию автокредитов, которая должна начаться в апреле. Но поскольку условия программы окончательно не определены, эксперты опасаются, что они могут оказаться выгодными далеко не для всех игроков на рынке.

Из-за экономического кризиса в России сокращается рынок автокредитования. Банки существенно повысили ставки по потребительским автокредитам, а некоторые участники страхового рынка и вовсе стали отказываться от этого сегмента. Учитывая тот факт, что практически каждый второй новый автомобиль в России покупается в кредит, его высокая стоимость оказывала ощутимое влияние на потребительский спрос, несмотря на то что главной причиной падения авторынка стал обвал курса рубля. В целом в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, а по итогам января-февраля текущего года ускорил падение и просел уже на 32,1%.

В то же время банковский сектор, как и авторынок, находится в состоянии ожидания решения правительства по условиям возобновления государственной программы льготного автокредитования, параметры которой до сих пор окончательно не утверждены, несмотря на то что программу чиновники обещали запустить уже с 1 апреля. Однако эксперты опасаются того, что получить кредит по покупку машины, в том числе и по льготной ставке, станет только сложнее: из-за наплыва желающих купить машину в кредит на выгодных условиях банки будут строже проверять потенциальных заемщиков и чаще отказывать в выдаче денег.

Повышение процентных ставок по автокредитам

Одна из наиболее ощутимых тенденций на рынке автокредитования, которая прослеживалась в течение последних месяцев, — массовое повышение банками процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей. К этому привело повышение ЦБ в середине декабря прошлого года ключевой ставки до 17%. Пытаясь остановить падение курса рубля, регулятор увеличил ее сразу на 6,5 процентного пункта, что повлекло за собой и рост ставок по кредитам. В результате, по данным Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), в 2015 году средняя ставка по автокредитам для физических лиц уже достигла 23%.

Программа льготного автокредитования

Одним из ключевых событий, которое может положительно сказаться на ситуации в сфере автокредитования и, как следствие, повысить спрос потребителей на новые автомобили, станет введение государством программы льготного автокредитования. Согласно предварительным данным, Минпромторг выделит в 2015 году на эту меру поддержки авторынка 1,5 млрд руб., ограничив для банков — участников программы ставку для потребителей на уровне 15%, и будет субсидировать банкам около 70% ключевой ставки ЦБ. Купить по программе можно будет автомобиль 2015 года выпуска, произведенный на территории России, стоимость которого не превышает 1 млн руб. Ожидается, что старт программы будет дан уже 1 апреля.

Банки отказываются от автокредитов

Из-за серьезного падения спроса на рынке новых автомобилей и неопределенных перспектив его восстановления, а также роста ставки ЦБ крупные банки, работающие в России, начали сокращать объемы автокредитования. В прошлом году, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), доля автомобилей, проданных в кредит, сократилась на 7,5%. При этом в четвертом квартале 2014 года был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель продаж кредитных автомобилей — 35,5% (в том же периоде 2013 года этот показатель был на уровне 48%).

В то же время рынок автокредитования в прошлом году остался достаточно большим — более 40% от общего количества сделок по новым автомобилям.

Однако из-за кризиса некоторые банки не просто стали выдавать автокредиты в меньших объемах, но и вовсе прекратили работать с этим видом кредитования. Так, накануне стало известно, что с 25 марта Райффайзенбанк решил прекратить выдачу новых кредитов на покупку легковых и коммерческих автомобилей, а также рефинансирование автокредитов.

«Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе», — говорится в пресс-релизе компании. «На протяжении долгого времени Россия была единственным регионом присутствия группы Raiffeisen Bank International, где развивалось автокредитование. К сожалению, на сегодняшний день этот сегмент демонстрирует худшую динамику по рынку в целом», — отмечает заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко».

Кроме того, в конце декабря прошлого года свернул программы автокредитования Сбербанк. Автокредитование было полностью переведено на дочерний банк — «Сетелем», который представляет свои продукты в автосалонах. До этого момента портфель автокредитов в Сбербанке планомерно снижался.

Однако опрошенные «Газетой.Ru» другие крупные игроки на рынке пока не планируют отказываться от своих портфелей в секторе автокредитования.

В банке «Сетелем» «Газете.Ru» сообщили, что намерены участвовать в госпрограмме.

Заместитель председателя правления Росбанка Алекси Лакруа заявил «Газете.Ru», что банк также планирует участвовать в государственной программе льготного автокредитования. Что касается текущих ставок по автокредитам, то, по словам собеседника, Росбанк планирует снизить их в ближайшее время. На сколько будут уменьшены ставки по автокредитам, Лакруа не уточнил.

В банке «Юникредит» «Газете.Ru» заявили, что положительно оценивают предложенные Минпромторгом условия льготного автокредитования, а единственным сдерживающим фактором для достижения быстрого эффекта от программы в первые месяцы ее работы видят ограничение по году выпуска приобретаемого автомобиля: он должен быть произведен в 2015 году. «С уверенностью можно сказать, что мы будет участвовать в программе льготного автокредитования», — сообщил «Газете.Ru» директор департамента розничных продаж банка Иван Матвеев. Собеседник также отметил, что Юникредит Банк недавно снизил ставки по программам автокредитования — с 11 марта этого года они начинаются от 18,9% годовых.

Как отмечает директор департамента автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев, в январе-феврале доля кредитных продаж опустилась до рекордно низкого уровня 8–9%, в то время как во время действия прошлой госпрограммы льготного автокредитования в 2013 году она была на уровне 47–48%. «В этом году мы также надеемся, что программа позволит существенно повысить долю кредитных продаж и в целом объем продаж автомобилей», — заявил «Газете.Ru» Токарев.

Кто выдавал льготные автокредиты в 2013 году

Стоит отметить, что по результатам работы госпрограммы в 2013 году наибольшее количество льготных автокредитов выдал ВТБ 24 — его доля составила 17,2% от общего числа сделок по программе. На втором месте был Юникредит Банк (14,1%), на третьем — Сбербанк (13,1%). В пятерку крупнейших участников программы льготного автокредитования вошли Русфинанс Банк (12,1%) и Сетелем Банк (11,1%). Таким образом, на пять этих банков приходится около 70% всех выданных льготных автокредитов.

Получить кредит станет сложнее

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков полагает, что фиксированная ставка для потребителя, которая может стать одним из условий Минпромторга для банков — участников программы, способна снизить интерес к программе некоторых небольших банков. «Но все крупные игроки, скорее всего, станут работать по госпрограмме, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Конечно, весь вопрос в том, какой окажется в результате эта ставка.

Если предположить, что озвученная уже Минпромторгом цифра 15% останется, то с учетом 9% субсидий от государства банки будут получать по автокредитам около 24% годовых. Сегодня это минимальный уровень ставок по автокредитам».

Собеседник отмечает, что с началом программы льготного автокредитования банки столкнутся с резким увеличением числа запросов на выдачу кредитов и необходимостью более тщательной проверки платежеспособности заемщиков. «Соответственно, банки будут дольше и тщательнее рассматривать заявления клиентов», — говорит Рожков.

С тем, что кредит на покупку машины, в том числе и льготный, получить будет гораздо сложнее, согласен и директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. «Количество отказов в выдаче автокредитов растет с начала 2015 года, — рассказал «Газете.Ru» Зиновьев. — При этом некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают предоставлять услуги по автокредитованию. По нашим данным, количество банков, которые предоставляли автокредиты, снизилось на 15,3%, что критично для дилеров, поскольку доля кредитных сделок занимает 30–35% от общего объема».

Эксперт отмечает, что снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводят к снижению количества одобрений заявок по автокредитам. «Ситуация, когда человек берет кредит под 15–20% годовых сроком на пять лет и при этом вносит изначально лишь 20–30% от общей суммы платежа, говорит о том, что он не уверен в своих финансовых возможностях. В свою очередь, банки теряют уверенность в долгосрочной платежеспособности заемщиков.

И в данной ситуации запуск программы льготного автокредитования, направленной на поддержку авторынка, никак не рассчитан на содействие коммерческим организациям.

Число желающих оформить кредит по низким процентным ставкам увеличится, а вот число людей, которые реально будут исправно вносить ежемесячные платежи — нет, более того, в процентном соотношении общее число заемщиков, скорее всего, сократится. Сейчас банки просто опасаются резкого роста просрочек по автокредитам», — поясняет собеседник «Газеты.Ru».

Даниил ЛОМАКИН