Газета.Ru: Бюджет не режется

Бюджет, несмотря на падение нефтяных цен, секвестирован не будет, рассказали «Газете.Ru» источники в Минфине. В худшем случае в дело пойдут средства Фонда национального благосостояния. Их хватит не больше чем на год-два, предупреждают эксперты.

Правительство не рассматривает вопрос о секвестровании бюджета при текущих ценах на нефть. Об этом «Газете.Ru» рассказали два высокопоставленных чиновника в Минфине. «Несмотря на текущую рыночную ситуацию, бюджет секвестрироваться не будет. Такой вопрос не поднимается, так как у государства еще есть достаточное количество инструментов и ресурсов для того, чтобы переждать данные ценовые колебания», - отмечает один из собеседников «Газеты.Ru».

Опасения по поводу возможных негативных последствий для российского бюджета на 2015 год из-за падения цен на нефть активно обсуждались в СМИ на протяжении последней недели. В пятницу цена барреля нефти марки Brent впервые за два года опустилась ниже $90. На Лондонской бирже ноябрьские фьючерсы потеряли 2,2%, достигнув отметки в $88,11 за баррель.

Brent - один из основных индикаторов нефтяных цен: именно по стоимости Brent рассчитывается стоимость российской нефти марки Urals.

Ранее сообщалось, что психологическую отметку в $90 пересекла стоимость барреля корзины Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и американской марки WTI. Как сообщает Bloomberg, последняя в пятницу снизилась на 1,6%, до $84,42 за баррель, что является самой низкой ценой с декабря 2012 года.

«Пока ситуация на рынках укладывается в предложенные модели и стратегии, - отмечает высокопоставленный чиновник в Минфине. - Текущая стратегия действий ведомства, а также Центробанка опирается на модели легкого и среднего ущерба для национальной экономики».

В конце сентября в ходе обсуждения бюджета правительство уже прорабатывало различные сценарии развития российской экономики. На закрытом заседании у премьер-министра Дмитрия Медведева было рассмотрено несколько сценариев, от оптимистичного до «тотально негативного»

Наихудший вариант предполагает падение ВВП до 10%, а также укрепление доллара до 48 руб. и цену нефти на уровне $80 за баррель. Он может быть реализован не только в случае падения цен на нефть, но и в случае ограничения нефтегазового российского экспорта из-за санкций.

Согласно предложенной модели, в случае резкого повышения курса доллара и евро многие компании, имеющие кредиты в валюте, но не имеющие валютной выручки, могут оказаться на грани банкротства.

По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, хуже всего придется туристическому и автомобильному бизнесу, а также производителям товаров длительного пользования и IT-индустрии. Они сильно зависят от импортной продукции (а стало быть, нуждаются в валюте) и наличия свободных денежных средств у населения, которое в условиях обрушения экономики начнет стремительно беднеть.

Однако в правительстве к такому сценарию тоже готовы, уверяет источник.

«В случае если предприятия начнут банкротиться, а российская экономика приблизится к глубокой рецессии, правительство задействует механизм, применявшийся в кризис, и начнет помогать банковскому и реальному сектору деньгами из Резервного фонда и ФНБ. При этом крупные частные кредитные организации будут обеспечены ликвидностью», - сказал «Газете.Ru» в сентябре источник, знакомый с представленными в правительстве моделями.

«По нашим оценкам, при цене нефти в $85 за баррель дефицит федерального бюджета превысит 1,3%, - отметила в интервью «Газете.Ru» гендиректор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. -

Для федерального бюджета такой дефицит не критичен, поскольку существует Резервный фонд, который как раз и создавался для того, чтобы погашать падение цен на нефть ниже базового уровня».

Согласно действующему бюджетному правилу, цена черного золота, по которой верстается бюджет, определяет состояние здоровья российской экономики. Когда цена марки Urals находится выше прогнозной, бюджет получает дополнительные доходы. Если котировки падают ниже данного показателя, то бюджет начинает терять доходы - таким образом, появляются проблемы с финансированием запланированных расходов.

Федеральный бюджет на 2014 год был сверстан из расчета цены на нефть на уровне $93 за баррель. Общий объем доходов консолидированного федерального бюджета в текущем году должен составить 14,238 трлн руб. Из них 1,567 трлн руб. должны были составить дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счет превышения заложенной в бюджете цены нефти.

В российский бюджет 2015 года заложена базовая цена на уровне $96 за баррель нефти марки Urals, при этом прогнозная стоимость нефти равняется $100 за баррель.

«В краткосрочном плане для федерального бюджета такая ситуация не очень страшна, другое дело, что она может негативно повлиять на российскую экономику, увеличив отток капитала из страны и существенно снизив не нефтегазовые доходы, - отмечает Акиндинова, - Впрочем, по нашем подсчетам, при отсутствии источников дохода и цены на нефть в $85 за баррель, средств Резервного фонда хватит на один-два года».

Александр ОРЛОВ