Газета.Ru: Минфин выбирает из худшего
Предложения Минфина по сокращению расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру в бюджете 2016 года затормозят российскую экономику, считают эксперты. Предпочтительнее наращивать расходы, чтобы стимулировать экономический рост. Впрочем, тогда появляются риски не просто разбалансировать бюджет, но и ухудшить инвестклимат для бизнеса.
С середины мая в правительстве идет обсуждение базовых параметров федерального бюджета на 2016 год и на трехлетний бюджетный цикл 2016–2018 годов. Обсуждаются различные варианты, в основном ориентированные на снижение объема расходов федерального бюджета в 2016 году по сравнению с предельным объемом, задаваемым действующим бюджетным правилом.
Один из ключевых вариантов, предполагаемых Минфином, подразумевает сокращение расходов до 15,5 трлн руб., дефицит бюджета при этом составит 1,9% ВВП. Эти параметры оценили эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ в июньском выпуске «Оперативного мониторинга экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития».
Минфин действует в соответствии с поручением президента РФ – сократить госрасходы в среднем на 5%, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность, напоминают эксперты.
Фактически воспроизводится идеология текущего года — непропорциональное секвестирование бюджета, при которой производительные расходы (образование, здравоохранение, инфраструктура) сокращаются в большей степени, чем непроизводительные расходы (на социальную сферу и оборону).
«Повторение такого бюджетного маневра не только затруднит возвращение на траекторию экономического роста в среднесрочной перспективе, но и может привести к нежелательным последствиям в перспективе ближайших лет (2017–2019 годы)», — отмечают эксперты.
Для стимулирования экономического роста предпочтительнее было бы увеличение госрасходов до 16,3 трлн руб., отмечают эксперты. Дефицит бюджета при этом вырос бы до 3% ВВП.
Но такой сценарий должен сопровождаться структурными реформами и сокращением неэффективных расходов. А с этим у правительства проблемы.
«Дальнейший секвестр расходов без проведения структурных реформ создает серьезные риски для экономической и социально-политической стабильности. Без структурных реформ нивелируется положительный макроэконо-мический эффект от девальвации рубля», — отмечают эксперты.
При этом структурные реформы должны быть рассчитаны на 3–5 лет, а не связаны исключительно с сиюминутными потребностями или даже с формированием бюджета на очередной финансовый год.
«Мы не можем без разрушительных для бюджетного сектора последствий год за годом сокращать расходы на образование и здравоохранение. Если сокращать эти расходы, то не будет ни роста производства, ни роста производительности труда, а в конечном счете, роста ВВП», — говорит один из автором исследования Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС.
По его мнению, предложенный Минфином вариант сокращения госрасходов на образование, медицину и инфраструктуру при растущих расходах на оборону – это выбор между плохим вариантом и очень плохим.
По мнению Владимира Осаковского, главного экономиста российского офиса BofA — Merrill Lynch, в нынешней ситуации (непредсказуемость цен на нефть, санкции Запада и ответное российское эмбарго, неопределенность в геополитике) предпочтительнее все-таки бюджет более консервативный, то есть, с минимальным дефицитом в 1-2% ВВП.
«Основной минус такого подхода: консервация рецессии. Основной плюс – снижение риска, связанного с фискальной политикой», — согласен с оценкой коллег Осаковский.
Если рассматривать вариант не сокращения, а наращивания госрасходов в 2016 году, появляются риски не просто разбалансировать бюджет, но и ухудшить инвестклимат для бизнеса. «Повышенный дефицит бюджета Минфин будут вынужден покрывать заимствованиями с рынка, что приведет к вытеснению частных инвесторов, как это уже происходило в 90-е годы. Если же финансировать дефицит из Резервного фонда, то при дефиците бюджета в 4% ВВП Резервного фонда едва хватит на 2016 год», — предупреждает Осаковский.
Найти компромисс между заимствоанием на рынке и подпиткой из Резервного фонда можно и нужно, отмечает эксперт. Минфин, скорее всего, выберет тактику максимального сохранения Резервного фонда в ситуации экономической и политической неопределенности.
Дефицит бюджета в 2016 году останется в пределах 1,5% ВВП и покроется за счет займов на внутреннем рынке и средств Резервного фонда, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Заимствовать зарубежом не планируется. «Бюджет будет непростой, потому что нам в следующем году все равно придется иметь дефицитный бюджет», — считает глава Минфина.
Не факт, что в этом году у Минфина получится удержать расходы в рамках запланированных 3,7% ВВП. По итогам I квартала текущего года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 812,3 млрд руб., или 4,9% ВВП.
Рост расходов бюджета в целом по году запланирован на 10% в номинальном выражении. Впрочем, по оценке замминистра финансов Максима Орешкина, дефицит федерального бюджета по итогам 2015 года может сложиться в размере около 3% ВВП. Это оптимистичный вариант прогноза.
«По текущим оценкам, мы сейчас ожидаем, что выйдем на меньший дефицит, чем закладывали изначально. Если в поправках в закон о бюджете дефицит 3,7% ВВП, то думаю, в конце года при оптимистическом сценарии можем увидеть цифру ближе к 3% ВВП», — сообщил Орешкин 8 июня.
Рустем ФАЛЯХОВ