Газета.Ru: Рейтинговые агентства возьмут под контроль

Госдума приняла в первом чтении законопроект о деятельности рейтинговых агентств — это первые официальные правила игры, регламентирующие основы их деятельности в России. Новые правила уравняют национальные и международные агентства, каждое из которых должно будет получить аккредитацию ЦБ.

Депутаты Государственной думы на заседании во вторник приняли в первом чтении законопроект «О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации». Законопроект был внесен в Госдуму в феврале депутатами Натальей Бурыкиной, Марселем Юсуповым, Риммой Баталовой из «Единой России», а также Анатолием Аксаковым из «Справедливой России».

Согласно документу, для регулятивных целей могут использоваться только рейтинги агентств, аккредитованных Центральным банком.

Для того чтобы получить аккредитацию, российским юрлицам и подразделениям иностранных компаний необходимо проработать в России не меньше двух лет. В тексте законопроекта указано, что иностранные юрлица «вправе быть аккредитованными на срок не более двадцати четырех месяцев с даты вступления в силу настоящего федерального закона». Как пояснил «Газете.Ru» депутат Анатолий Аксаков, речь идет о переходном периоде для «адаптации иностранных рейтинговых агентств к российскому праву».

В документе также указано, что как минимум треть, но не менее двух членов совета директоров наблюдательного совета (или коллегиального исполнительного органа) агентства, численность сотрудников которого превышает пятьдесят человек, должны быть независимыми членами, не участвующими непосредственно в рейтинговой деятельности.

Кроме наделения ЦБ полноценными функциями контроля и надзора за рейтинговыми агентствами, законопроект также определяет суть рейтинговой деятельности, вводит терминологию рейтинговых действий по международным стандартам и устанавливает равные права для всех агентств, действующих на территории России — как национальных, так и международных.

Аккредитованные рейтинговые агентства смогут применять как международную, так и национальную шкалу. При этом, согласно документу, они не имеют права отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные рейтинги в связи с решениями органов власти иностранных государств «и иных международных публично-правовых образований».

«В законе оговорено, что присвоение рейтингов должно быть ограждено от политических решений того или иного государства. Устанавливаются одинаковые правовые условия для российских и иностранных рейтинговых агентств», — пояснил депутат.

Поскольку закон еще не принят Государственной думой в итоговом чтении, в пресс-службе Standard & Poor's отказались от комментариев. По словам представителя агентства Екатерины Павловой, агентство находится в постоянном диалоге с ЦБ — предоставляет комментарии и участвует в личных встречах.

Сейчас на российском рынке действует семь рейтинговых агентств: три иностранных и четыре российских, при этом 45% рынка по объему составляют именно российские агентства.

Западную часть рейтинга представляет так называемая «большая тройка»: Standard & Poor's, Fitch Ratings и Moody's, офисы которых расположены более чем в 100 странах. Причем, как правило, в стране присутствует вся «тройка». Эти агентства стояли у истоков рейтинговой деятельности.

Напомним, что законопроект о рейтинговых агентствах был внесен в Госдуму в феврале 2015 года после того, как «большая тройка» резко снизила рейтинг России, чем вызвала со стороны российских властей упреки в политической ангажированности.

Глава комитета Думы по международным делам Алексей Пушков тогда заявил, что рейтинговые агентства принимают участие в «экономической войне против России», а их оценки почти полностью совпадают с заявлениями Госдепартамента.

В начале апреля свое слово сказала и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, заявившая, что регулятор думает о том, чтобы постепенно отказаться от использования международных рейтингов и базироваться на оценках российских агентств, развивая индустрию собственных рейтингов. Долгое время ходили разговоры и о создании своего рода основного национального рейтингового агентства, но все закончилось принятием законопроекта.

В пресс-службе ЦБ «Газете.Ru» пояснили во вторник, что необходимость регулировать рейтинговые организации возникла из-за значимости их оценок для финансовых рынков, а также для «усиления защиты прав субъектов финансового рынка — потребителей их услуг посредством обеспечения прозрачности и независимости рейтинговых оценок, предотвращения конфликта интересов в деятельности рейтинговых агентств».

«Проект закона пока никак не затрагивает интересы иностранных агентств, его основная цель — хоть как-то упорядочить правила игры.

Единственное ощутимое неудобство для «большой тройки» — придется создавать полноценные российские «дочки», — говорит начальник аналитического департамента рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Александр Овчинников. По его словам, в Европе в 2008 году поступили также, поскольку невозможно регулировать то, что находится в юрисдикции другого государства.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», в целом довольны законопроектом.

По мнению гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, регулирование взаимоотношений между агентствами будет полезно при переговорах регуляторов разных стран. «Есть еще одно важное изменение — мы наконец-то уйдем от искусственного разделения рейтинговых агентств на российские и международные», — отметил эксперт.

«Мы этот закон ждем очень давно, и уже не первый год, ровно с того самого момента, как Центробанк стал регулятором. Нынешние законы и нормативные акты, упоминающие использование рейтинговых агентств, устарели и требуют переработки. А новый документ поможет упорядочить работу агентств, выстроить полноценную систему аккредитации, основанную на принципах ESMA. Для ЦБ это официальный повод начать свою регулятивную деятельность в пространстве рейтинговых агентств», — говорит гендиректор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. Теперь, отмечает он, при работе на внутренних рынках ЦБ и другие ведомства смогут ссылаться на список аккредитованных агентств, появится единая терминология и стандарты работы.

По мнению Александра Овчинникова, в прошлый кризис 2008–2009 годов, еще во время существования ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), правила игры на рынке рейтинговых агентств были чересчур либеральными, очень размытыми и крайне неопределенными. Напомним, что восемь рейтинговых агентств имели аккредитацию Минфина, но такая аккредитация «не была достаточным условием использования рейтингов в регуляторных целях». После того как ЦБ наделили функциями мегарегулятора, появилась настоятельная необходимость в разработке и принятии специального закона, который бы регламентировал деятельность всех рейтинговых агентств.

«Сейчас благоприятный момент для перезапуска отрасли — выпуски ценных бумаг не активны, потребность в национальных агентствах понятна», — сказала первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова на заседании Совета ассоциации «Россия» по финансовому регулированию и денежно-кредитной политике.

Впрочем, говорить о том, что новый документ полностью доработан, нельзя. По словам Аксакова, «есть ряд условий, которые позволяют сделать рейтинги более независимыми от политического влияния». При этом он признал, что «этот вопрос вызывает споры, в том числе в экспертном сообществе». «Я думаю, ко второму чтению мы поправим эти нормы», — подчеркнул парламентарий.

Иван ГИДАСПОВ