Газета.Ru: «Ставки по кредитам будут расти, а курс будет непредсказуемым»
Инфляция в России в этом году может превысить 8%. Кредиты продолжают дорожать из-за повышения ключевой ставки Центробанка. Пытаясь бороться с инфляцией, ЦБ намерен отказаться от регулирования курса рубля. Как денежно-кредитная политика сказывается на экономике, от чего зависит рост цен на самом деле и есть ли кризис доверия в банковской системе - об этом в интервью «Газете.Ru» рассказал начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский.
Не в том месте, не в то время
- ЦБ в начале года ставил себе цель - снизить инфляцию до 5% плюс-минус полтора процентных пункта. Сейчас прогноз по инфляции уже 8% к концу года. Получается, политика Центробанка по таргетированию инфляции не работает? Или внешние условия виноваты?
- Наверное, все сразу. В рамках этой политики предполагается, что Центральный банк воздействует на экономику, на инфляцию, через процентные ставки. Говоря обобщенно, если ЦБ видит, что инфляция превышает целевой уровень, и особенно если растут инфляционные ожидания, то ЦБ повышает ключевую процентную ставку. Тем самым он пытается снизить инфляцию, ограничивая возможности по привлечению кредитов.
По логике ЦБ, низкая инфляция обеспечит более предсказуемую среду для планирования и, соответственно, увеличит стимул для сбережений. А сбережения станут инвестициями, которые поднимут экономическую активность в стране. Все так, но для того, чтобы этого добиться усилиями именно ЦБ, необходимо, чтобы инфляция зависела прежде всего от денежных факторов, то есть была монетарной. Но у нас этого нет.
Есть целый набор факторов, помимо монетарных, которые оказывают существенное влияние на инфляцию. Например, тарифы естественных монополий или, например, изменения в налоговой системе.
Не так часто обсуждается роль повышения, например, ставок социальных взносов, но, тем не менее, это тоже фактор, который воздействует на инфляцию. Если предприниматели вынуждены больше платить, им в большинстве случаев ничего не остается, кроме как переносить рост своих затрат на цены. Вообще мы сейчас в основном сталкиваемся с инфляцией именно издержек, а не с инфляцией спроса. Есть и другие немонетарные факторы, например, очень высокая степень монополизма, в том числе, на локальных рынках, что никак не способствует снижению темпов роста цен.
И, конечно, торговые ограничения, санкции сейчас играют очень важную роль. Например, весной были введены ограничения на импорт свинины из стран ЕС, и помимо того, что резко подорожала свинина, она за собой потянула и цены на другие виды мяса, в частности, мясо птицы. Рост цен по этим позициям был двузначным. Введение санкций в начале августа, так называемое торговое эмбарго, тоже оказало огромное влияние - цены на многие продукты питания существенно подскочили, даже в целом они выросли больше, чем на 10%. Это достаточно много.
Поэтому вряд ли повышение процентной ставки является эффективным способом борьбы с этими факторами. Более того, сами процентные ставки, по сути, тоже можно рассматривать как инфляционный фактор.
Что такое ставки? Это процентные платежи, которые должны выплачивать предприятия. Для них это издержки: чем выше уровень процентных ставок, тем выше становится уровень этих издержек.
- Почему же тогда эта политика вообще проводится у нас в стране, если условий для нее нет?
- Да, тут стоит вопрос, насколько эта политика сейчас может быть оправдана именно в текущих условиях. Интересно, что Алексей Валентинович Улюкаев, насколько можно судить, во многом политику инфляционного таргетирования для нашей страны разрабатывал, будучи зампредом ЦБ. Но сейчас на посту министра экономического развития он все чаще говорит о том, что нам, возможно, стоит либо отложить полномасштабное введение этой политики, либо вести ее в каком-то модифицированном виде. В частности, допустим, не отпуская полностью рубль в свободное плавание.
Эта политика разрабатывалась в совершенно иных условиях. Даже тогда она вызывала вопросы - насколько она для нашей страны подходит. Но сейчас условия совершенно поменялись. Например, доступ к международному рынку капитала практически закрыт. В этой ситуации экономике очень тяжело реагировать на какие-то шоки, потому что, например, мы все понимаем, что повышение процентной ставки не обеспечит приток капитала в страну. Россия сейчас воспринимается как страна с высокими рисками, и, соответственно, притока капитала сейчас сложно ожидать.
Риски роста немонетарной инфляции, кризис в банковском секторе, существенные проблемы в экономике, низкий уровень доверия к политике ЦБ и вообще понимания этой политики - все это факторы, которые препятствуют и будут препятствовать успешному проведению политики инфляционного таргетирования.
Сегодня есть разные представления о том, какой может быть политика Центробанка. Высказываются мнения о том, что, например, стоит таргетировать номинальный ВВП. Это тот показатель, который отражал бы изменение уровня цен, но в соответствии с изменением реального ВВП. Есть другие варианты - например, в США Федеральная резервная система отслеживает два показателя - инфляцию и уровень занятости. Сейчас сложно сказать, каким точно должен быть этот таргетируемый показатель, но, возможно, их должно быть несколько.
В любом случае, сейчас мы видим, что наша экономика еще не готова к тому, чтобы центральный банк таргетировал только инфляцию. Жесткое продолжение этой политики может привести лишь к более глубокой и более продолжительной рецессии. Поэтому, возможно, стоит пока сохранять гибкость в ДКП, проводя политику с учетом более широкого круга показателей, учитывая общую экономическую активность в экономике.
- А есть ли у ЦБ инструменты, чтобы повлиять на эту ситуацию в экономике?
- В принципе, есть. Но для их применения требуется некая смена приоритетов. Например, как в бизнесе принимается решение о реализации того или иного инвестиционного проекта? Создается финансовая модель, которая позволяет выйти в ноль в частности при определенной процентной ставке. Если ставка будет ниже, проект будет более прибыльным, если выше - предприниматель может отказаться от его реализации.
Поэтому чем выше ключевая ставка ЦБ, тем больше у нас нереализованных проектов.
Сейчас повышение процентных ставок очень сильно ограничивает уровень этой активности, компании вынуждены привлекать новые кредиты не на то, чтобы реализовывать что-то новое, а просто на то, чтобы погашать старое, и здесь они часто готовы соглашаться суть не на любую ставку. А рефинансироваться приходится по все более высоким ставкам.
Поэтому возникает вопрос: стоит ли и дальше придерживаться этой политики, в условиях, когда в экономике доминируют негативные тенденции? Может быть, в этой ситуации стоит политику где-то поменять?
- С другой стороны, если ЦБ будет вот так резко менять политику, не снизится ли к нему доверие?
- Действительно, сейчас часто говорится, что если ЦБ вдруг начнет менять свои цели и планы по реализации механизма таргетирования инфляции, то тем самым он потеряет доверие к себе, к своим заявлениям, своей политике. Но тут стоит задать другой вопрос - а будет ли объявление прогнозов или целей, в частности, по инфляции, которые не достигаются, повышать к нему доверие? Особенно если и цели не будут достигнуты, и общая ситуация в экономике ухудшится.
- Давайте поговорим о курсе рубля. Ведь для того, чтобы ориентироваться только на инфляцию, ЦБ с 2015 года отпустит рубль в свободное плавание. Как это скажется на экономике?
- Здесь есть несколько важных аспектов. Например, если мы говорим о модернизации, для компаний она часто требует закупки импортного оборудования. При этом чтобы строить свою финансовую модель, каждой компании важна предсказуемость курса. Даже может быть менее важно, будет ли он ослабляться или укрепляться, - хотя это, безусловно, имеет значение, - но очень важна именно предсказуемость. В то же время сейчас, в рамках перехода к таргетированию инфляции, ЦБ эту предсказуемость хочет снизить.
Свободное курсообразование подразумевает, что курс будет волатильным.
Кроме того, курс рубля к доллару сильно зависит от динамики цен на нефть. Отпуская рубль, мы во многом ставим его в зависимость именно от цен на нефть, которые являются очень плохим индикатором для прогнозирования. Да, в каких-то случаях ЦБ через процентную политику мог бы сглаживать эти колебания. Однако сейчас в России это практически невозможно.
Кризис доверия
- Центральный банк практически каждую неделю отзывает лицензии у банков, и это продолжается уже целый год. В результате вкладчики нервничают, неизвестно, не закроют ли твой банк завтра. Как вы оцениваете эти действия ЦБ? Помогают ли они «очистить» рынок или только наводят панику?
- С одной стороны, нет никаких оснований не доверять ЦБ, который говорит, что у этих банков были обнаружены масштабные нарушения - вплоть до мошеннических схем. С другой стороны, правильно ли всегда отзывать лицензию? Международная практика показывает, что есть разные способы борьбы с проблемными банками. В частности, например, можно проводить санацию банков под контролем ЦБ. И такая политика вызывала бы меньший кризис доверия к банковской системе.
Тот довольно масштабный кризис доверия, который мы наблюдаем в течение последнего года, проявляется сразу в нескольких аспектах. Во-первых, есть кризис доверия между банками, потому что межбанковский рынок - это одна из основ эффективного функционирования банковской системы. И если банки друг другу не доверяют, они начинают сокращать лимиты, потенциальные объемы кредитования друг на друга, и у ряда банков случается дефицит ликвидности. При этом они не всегда имеют возможность, особенно мелкие, средние банки, компенсировать этот дефицит ликвидности, заняв у ЦБ. Получается, что ряд проблем только усугубляется. То есть дефицит только растет.
Во-вторых, во время кризиса доверия, когда растут риски, в первую очередь повышаются процентные ставки. Опять же, если банк занимает деньги по более высокой ставке, конечным заемщикам он будет выдавать средства тоже по повышенной процентной ставке.
Кроме того, в тех небольших банках, которые лишились лицензий, было достаточно много счетов компаний малого и среднего бизнеса, средства которых оказались заморожены. Это тоже вызывает определенный кризис доверия к банкам со стороны бизнеса.
- Такая политика должна влиять на огосударствление банковской системы, поскольку уверенность у участников рынка будет только в госбанках?
- Если мы посмотрим на данные, то увидим, что действительно так и происходит. Концентрация активов в банковской системе очень высока и продолжает расти. На долю первых пяти банков, а все они государственные, приходится около 53-54% активов всей банковской системы. Несколько лет назад это отношение было существенно ниже.
Ситуация доминирования госбанков может показаться нормальной: это банки с достаточно развитой филиальной сетью, и, казалось бы, в чем проблема? Ну и пусть в экономике будет работать несколько крупных госбанков. Но на самом деле практика показывает, что здесь не все так хорошо. На самом деле, местные банки, местные локальные финансовые институты могут лучше устанавливать по-настоящему прочные связи с предпринимателями. Они могут вникать в суть их проблем, они гораздо лучше понимают, что это за регион, что это за бизнес, какие у него могут быть перспективны, и тем самым могут лучше оценивать риски, более оперативно работать с каждым из этих заемщиков. У крупных же банков филиалы в регионах часто играют техническую роль: принимают документацию, обрабатывают ее. Но, как правило, решения все равно будут приходить из центра. А в центре специфику бизнеса могут не понимать, не очень вникать в суть проблем конкретного предпринимателя.
ЦБ в этой ситуации нужно, наверное, заботиться о развитии банковской системы, стимулировать развитие именно средних региональных банков.
Эффект несогласованности
- Сейчас активно обсуждается проблема независимости ЦБ и то, насколько широко она должна пониматься. Должен ли ЦБ быть независимым? Возможно и нужно ли влияние на него правительства, администрации президента?
- Независимость ЦБ в определенной степени должна быть, но даже в федеральном законе о Центральном банке прописано, что ЦБ разрабатывает денежно-кредитную политику совместно с правительством. Это не ограничение его независимости. Просто надо понимать, что те меры, которые принимаются и влияют на денежно-кредитную сферу, должны быть, по крайней мере, согласованы - и меры ЦБ, и меры правительства.
Например, правительство не так давно обсуждало вопрос о введении налога с продаж. И представители ЦБ справедливо заявляли, что эти меры влияют на эффективность его политики. Подобная рассогласованность может приводить к печальным последствиям. Поэтому здесь очень важным является момент определения, во-первых, целей деятельности ЦБ, целей денежно-кредитной политики, и во-вторых, согласованности действий экономических властей.
- Если говорить не только о предприятиях, но и о населении, денежно-кредитная политика как-то на нем сказывается? Чего нам ждать в ближайшем будущем?
- По поводу курса мы уже сказали, что он будет все менее предсказуемым.
Кроме того, если политика будет оставаться такой же, то ставки по кредитам будут продолжать расти.
Наверное, это не будет стимулировать предпринимателей к тому, чтобы открывать новое дело или расширять существующее. Здесь хотелось бы видеть какие-то изменения, которые, наоборот, вселяли бы оптимизм в граждан, в предпринимателей. Но на данный момент мы этого не видим.
При этом ставки влияют и на спрос на продукцию тех предпринимателей, которые что-то производят или продают. Значительная часть товаров покупается в кредит, поэтому чем выше становится ставка по кредитам, тем меньше желания и возможностей их брать. А для жилищного вопроса ставки по ипотеке - это вообще один из основных факторов, определяющих и возможность, и желание брать ипотечный кредит. Замедление в ипотеке мы уже можем наблюдать.
Беседовал Тигран МОРДОРЯН