Известия: Банки станут «налоговыми инспекторами» для клиентов

По информации «Известий», в борьбе с транзитными операциями — популярным инструментом ухода от налогов — Банк России ввел новый критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов. Это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета (в частности, налог на прибыль — 20%, НДС — 18%, НДФЛ — 13%), к ее обороту по этому счету. При явном расхождении цифр (минимальная сумма уплаченных налогов при высоких оборотах по расчетному счету) банк должен незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг, как при любой сомнительной операции. По словам источника, близкого к ЦБ, такие меры регулятор озвучил на недавней закрытой встрече с банкирами, затем банки получили соответствующие письма от регулятора.

Одновременно, как отметил источник, ЦБ начал точечно информировать банки об имеющихся у него подозрениях относительно тех или иных российских компаний, которые могут быть задействованы в транзитных схемах вывода капитала (в 2014 году более чем удвоился, до $151,4 млрд, этот показатель частично включает и серые схемы). Банки, в свою очередь, проверяют этих клиентов по новому критерию.

— По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций, — подчеркивает источник.

Собеседник пояснил, что у банков до нового сигнала регулятора не было обязанности анализировать соотношение уплаченных компаниями налогов к их оборотам по расчетным счетам.

— Банк проводит операции по счетам. Оценивать сумму поступающих в бюджет налогов от корпоративных клиентов банк по большому счету не обязан, в действующем законодательстве этого не зафиксировано, — поясняет источник. — Если ранее банки просто могли обратить внимание на то, что компания стабильно не платит налоги, имея выручку, то сейчас они должны анализировать соотношение уплачиваемых налогов с расчетных счетов компаний к оборотам по ним. Это более скрупулезная детальная оценка корпоративных клиентов, которую теперь будут делать банки. Банки будут заниматься дополнительным анализом расчетных счетов компаний, оценивая все поступления на них, перечисления с них, а также операции по уплате налогов [эти операции легко отследить в силу присваиваемых им кодов] и то, насколько соотносятся все эти цифры. ЦБ беспокоят объемы транзитных операций, а также сложность выявления этих схем — в рамках каждой из этих схем задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5–10 банков. Для ЦБ борьба с транзитом — один из приоритетов на 2015 год.

По оценке депутата и главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, на транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50% всех незаконных финансовых операций. Общий объем последних — 1,5 трлн рублей за 2013 год, за 2014 год — на 30% меньше (данные ЦБ и Росфинмониторинга). Об усилении в 2015 году борьбы ЦБ с транзитом заявлял в 2014 году зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. Он тогда анонсировал рынку, что регулятор озвучит новые требования к банкам в рамках выявления компаний, которые могут быть участниками транзитных схем вывода капитала за рубеж.

Компании, участвующие в транзитной цепочке, заключают между собой договор на поставку техники и оборудования — это наиболее распространенный пример, говорит источник, близкий к ЦБ. Также популярны договоры на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар, — и доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства. В итоге зачастую российская компания бенефициара оказывается в убытках и не платит налог на прибыль (20%). Но у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится привлекать номинальных собственников и часто менять юрлица. Поэтому чаще российская операционная просто показывает не убытки, а очень маленькую по отношению к выручке, но стабильную прибыль. Если товар по контракту все же ввозится, то обычно в минимальном объеме, и одна из компаний-прокладок платит НДС (уплачивается таможне при ввозе) и исчезает.

Ранее ЦБ в такой нормативной корреспонденции с банкирами выделял ряд признаков транзитных операций, которые должны вызвать у банков подозрения. Это следующие: зачисление денег на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ с последующим их списанием; списание средств со счета происходит в срок не более двух дней после их зачисления; транзитные операции проводятся регулярно — как правило, ежедневно в течение длительного времени (не менее трех месяцев); деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания их со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности владельца счета. ЦБ также ранее обязал банки запрашивать у клиентов документы (заверенные копии), подтверждающие уплату ими налогов за последний налоговый период, либо документы и сведения, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему РФ.

В пресс-службе Центробанка не ответили на запрос «Известий». Ранее официальные представители ЦБ заявляли изданию, что «возрастающие масштабы транзитных операций» указывают на «легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели». В Росфинмониторинге и ФНС воздержались от комментариев по теме.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин говорит, что новация грозит банкам существенными дополнительными затратами на исполнение антиотмывочного законодательства (ежегодно они тратят на это направление десятки миллионов рублей в зависимости от размера банка).

— ЦБ сейчас провоцирует банки на выполнение непрофильных функций, которые должны выполнять госорганы (в данном случае — ФНС), — указывает Емелин. — Банки уже и так сообщают налоговикам об открытии счетов гражданами/компаниями, в данном случае участников рынка заставляют создать дополнительный контур контроля за налоговыми платежами. Вместо тщательной оценки клиентов банки будут заниматься финансовым анализом исполнения компанией закона, что серьезно повысит административную нагрузку и замедлит процесс обслуживания. Можно в скором времени довести требования по 115-ФЗ до абсурда, и банки каждую операцию начнут оценивать по 300 и более критериям. Чем больше их будет, тем будет выше вероятность технических ошибок банков при сдаче отчетов в финразведку, что грозит многомиллионными штрафами, а при неоднократном нарушении 115-ФЗ — отзывом лицензии.

Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, пока неясен критерий допустимого соотношения обязательных отчислений к оборотам по счету, что осложняет выработку подходов и оптимизацию процедур для мониторинга.

— Незначительный объем налоговых платежей либо их отсутствие — не единственный признак осуществления клиентом транзитных операций, хотя и, по мнению Банка России, основной. Всё равно требуется общий анализ расчетов клиента, запросы подтверждающих документов, изучение «количества и качества» контрагентов, дополнительные проверочные мероприятия. И только по совокупности сведений о клиенте и его операциях банк может подтвердить либо опровергнуть возникшие предположения, — добавила Багатова.

Замдиректора департамента комплаенса [исполнения законодательства] Росбанка Евгений Иванов предлагает в качестве компенсации со стороны ЦБ сократить объем обязанностей банков по прочей отчетности в Росфинмониторинг. Можно упростить отчеты о контролируемых операциях и обновлять сведения о старых клиентах не раз в год, как недавно установлено, а раз в 3 года, как раньше, сказал Иванов.

Руководитель практики финансового консультирования ФБК Роман Кенигсберг считает, что работу по анализу соотношения уплаченных компаниями налогов и оборотов по их счетам логичнее организовать не на уровне банков, а на уровне ФНС или ЦБ, которые могли бы делать такой анализ на основе совокупности всех платежей предприятий.

Если банки, ЦБ и Росфинмониторинг будут плотно сотрудничать и работать по этому направлению, то объем транзитных операций может снизиться на 7–12% в 2015 году и на 20–30% в 2016-м, оптимистичен Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Деловой фарватер». В результате такого давления регулятора цена на услуги транзита возрастет в разы — как цена на обналичивание денежных средств увеличилась в 2,5 раза при повышении внимания ЦБ к этой проблеме, ожидает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. По словам эксперта, сейчас все участники транзитной цепочки получают 1% от суммы незаконной операции по выводу капитала, если речь идет о суммах в сотни тысяч рублей, и от 0,1 до 1% — если речь о более крупных суммах.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ