Известия: Министров предлагают увольнять за фиктивную борьбу с коррупцией
Совет по противодействию коррупции при президенте обсудит введение персональной ответственности глав ведомств за недобросовестную борьбу со взяточничеством
Для глав федеральных ведомств предлагают ввести персональную дисциплинарную ответственность за борьбу с коррупцией. Так, например, за формалистский подход к прививанию подчиненным отвращения к взяточничеству министр может схлопотать выговор или даже увольнение. Как сообщил «Известиям» руководитель антикоррупционной рабочей группы при Открытом правительстве Кирилл Кабанов, вопрос о персональной ответственности министров планируется обсудить на заседании президиума Совета по противодействию коррупции при президенте в сентябре.
По словам Кабанова, правовые основания объявлять министрам выговоры за недобросовестную борьбу со взяточничеством и лоббизмом есть и сейчас.
— Это неисполнение поручений президента, плохая организация работы. На обсуждениие совета мы хотим предложить реализовывать этот механизм: сделал формально — получаешь тумаков. Готовить конкретные предложения по поводу ответственности могло бы контрольное управление администрации президента, — поясняет Кабанов.
Согласно апрельскому докладу рабочей группы Кабанова, большая часть министерств антикоррупционную работу ведет спустя рукава и даже отчеты о ней пишет неубедительно.
— В ряде случаев информация настолько поверхностна, что заставляет сомневаться в том, состоялись ли указанные мероприятия на самом деле, — говорится в докладе, в части об «анализе реализации мероприятий по формированию у служащих и работников отрицательного отношения к коррупции».
Отметим, у всех федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств и служб) должен быть свой план по противодействию коррупции. По Национальному плану противодействию коррупции на 2014–2015 годы они должны включать ряд типовых положений. В ведомствах, например, должны быть организованы формы обратной связи для сообщений о коррупции и курсы повышения квалификации чиновников, обучающие борьбе со взяточничеством и лоббизмом и формирующие к этим явлениям отрицательное отношение. Также антикоррупционная работа должна содержать самоанализ: министерства должны сами выявлять свои отраслевые коррупционные риски и практики и стараться их ликвидировать.
Согласно докладу рабочей группы, большая часть федеральных ведомств борется с чиновничьей продажностью по типовому плану «с минимальным количеством изменений и адаптаций с учетом типичный коррупционных рисков различных отраслей». При этом наиболее удачными и проработанными признаны планы Росфинмониторинга, Минэкономразвития и ФАС. Как наименее проработанные эксперты выделили антикоррупционные планы ФМС, Росфиннадзора и Минпромторга. В докладе отмечается, что ни один план не подразумевает ответственности руководителя за его реализацию.
По мнению бывшего замминистра транспорта (2000–2004) Олега Скворцова, такая ответственность должна быть предусмотрена.
— Руководитель должен отвечать головой за всё, что происходит в министерстве. Например, в СССР контроль был правовым понятием: если мой сотрудник ворует, меня могли отдать под суд за отсутствие контроля. Сегодня же ответственность минимальна, это положение нужно менять, — считает Скворцов.
Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов уверен, что для борьбы с коррупцией нужны иные механизмы.
— Я скептически отношусь к этим антикоррупционным планам — это всего лишь бумага. Чтобы были какие-то реальные подвижки в борьбе с коррупцией, нужно ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН «Незаконное обогащение» и ввести это понятие в наш Уголовный кодекс. Кроме того, у чиновников-коррупционеров нужно конфисковать имущество: например, Хорошавин или Васильева после отбытия срока выйдут и будут обеспечены наворованным до конца жизни, — считает Горовцов.