Известия: Налоговики начинают внедрение российского аналога FATCA

Федеральная налоговая служба РФ разработала формы отчетности для иностранных банков в рамках российского аналога американского экстерриториального механизма налогообложения иностранных счетов (FATCA). Соответствующий проект приказа Федеральной налоговой службы (ФНС) есть у «Известий».

Как сообщил источник в руководстве ведомства и подтвердили в пресс-службе ФНС, документ будет принят в III квартале 2015 года. Следующим этапом будет утверждение сроков сдачи иностранными банками отчетов российским налоговикам и санкций за неисполнение нормы.

Налоговики подступились к проблеме

Закон о применении в России американского закона FATCA принят 28 июня 2014 года (173-ФЗ), в нем же небольшая статья 6 довольно абстрактно вводила обязанность иностранных банков отчитываться о счетах российских резидентов. В той же статье говорится об ответственности — но ни санкции, ни порядок отчетности до сих пор не приняты.

— ФНС РФ в рамках реализации ст. 6 173-ФЗ разрабатывает форму представления иностранными организациями финансового рынка сведений о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан РФ и юридических лиц, которая утверждается приказом ФНС, — указали в пресс-службе ФНС. — На данный момент проект приказа с формами отчетности для инобанков разработан, срок его принятия — до конца III квартала 2015 года.

Согласно проекту приказа, зарубежные банки должны будут передавать российским налоговикам следующие сведения о гражданах РФ: ФИО; паспортные данные; дата рождения; место рождения; адрес в РФ; ИНН; СНИЛС; идентификационный номер налогоплательщика США/ЕС (TIN); номер социального обеспечения в иностранном государстве; адрес в зарубежной стране. По российским юрлицам: ИНН; ОГРН; адрес в РФ; TIN; GIIN (Global Intermediary Identification Number); адрес представительства компании на территории зарубежного государства. Также инобанки сообщают ФНС о количестве вкладов/счетов граждан и компаний — резидентов РФ, а также дополнительные сведения об этих вкладах/счетах. К ним относятся: номер и валюта вклада/счета, дата его открытия и закрытия; баланс вклада/счета (сумма, изначально размещенная на вкладе/счете в зарубежном банке плюс любой дополнительный доход по нему: проценты, дивиденды, иной доход).

В пресс-службе Минфина (занимается вопросами FATCA) на запрос «Известий» не ответили. Источник, близкий к ФНС, отметил, что сроки предоставления инобанками отчетов по резидентам РФ, а также санкции за неисполнение Ru-FATCA будут зафиксированы в 173-ФЗ — потребуются поправки. По словам собеседника, пока неясно, по какому пути пойдет Россия при установлении ответственности зарубежных банков, которые будут игнорировать требования Ru-FATCA — американскому или европейскому.

Оригинальный заокеанский FATCA обязывает иностранные банки и иные финструктуры информировать Службу внутренних доходов США (IRS) о счетах своих клиентов и взимать 30-процентный налог с их доходов. Если же банк не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции — от 30-процентных штрафов, удерживаемых с него присоединившимися к FATCA банками-контрагентами за рубежом, до закрытия ими его корсчетов. Обязанность отчитываться об операциях физлиц появилась у российских финучреждений с 1 июля 2014 года, по юрлицам (в которых свыше 10% у американских владельцев) — со II квартала 2015 года. Сроки направления отчетности по FATCA, в которые ежегодно необходимо передавать отчетность, установлены на 31 марта (в этом году этот срок продлили на 90 дней и последний день сдачи отчетности — 29 июня 2015 года). На текущий момент к FATCA присоединились порядка 1,1 тыс. российских финструктур (90% банков плюс страховщики, инвестфирмы и пр.).

Европейский аналог FATCA также предполагает обмен информацией о счетах и реквизитах налогоплательщиков, Россия планирует присоединиться к этой системе к 2018 году. В отличие от FATCA сведения о налогоплательщиках стран, присоединившихся к европейскому налоговому закону, будут передаваться иностранным налоговикам не самими банками, а налоговыми органами страны этих банков. Евро-FATCA предусматривает для банков, которые не будут отчитываться о налогоплательщиках ЕС, самые жесткие санкции — полный запрет на осуществление деятельности на территории Евросоюза.

По мере реализации Ru-FATCA Россия в теории сможет получать сведения обо всех о гражданах и компаниях, у которых есть счета в зарубежных банках, — речь идет об установлении тотального налогового контроля со стороны ФНС. До сих пор в России было возможно отслеживать только российские операции по банковским счетам чиновников и их родственников, имеющих сбережения в РФ и за границей (банки мониторят такие транзакции и сообщают о них в Росфинмониторинг во исполнение Указания Банка России от 17.03.2015 №3601-У).

Потребуются новые механизмы амнистии капиталов

Как отмечает Сергей Литвиненко, адвокат компании «Налоговик», сроки представления подобных отчетов обычно составляют 3–5 месяцев с окончания того года, за который отчитываются. За первый отчетный период срок отчетности логично будет продлить. Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев считает, что срок предоставления зарубежными банками информации в ФНС не имеет значения.

— Основной вопрос — это вопрос санкций для инобанков, не передающих информацию, — говорит Амвросиев. — В отличие от российских коллег иностранные банки, в которых возможно наличие незадекларированных счетов российских налоговых резидентов, меньше заинтересованы в работе с Россией. Речь, конечно, в первую очередь идет о частных банках. Наши же регуляторы повлиять на частные зарубежные банки практически никак не могут, если те не ведут работу на территории нашего государства. Остается надежда на их добрую волю, подкрепленную межправительственными соглашениями. С точки зрения санкций логично идти от конкретного физического лица, не задекларировавшего такой счет, но такие наказания уже предусмотрены российским законодательством.

По словам Литвиненко, сейчас доходы по вкладам в иностранных банках и прибыли компаний облагаются российскими налогами по общим ставкам — 13% для физлиц и 20% с прибыли компаний.

— В проекте поправок о возврате активов в Россию (законопроект № 642129-6) предлагалась специальная налоговая ставка для декларируемых доходов в 2,5%, но этот проект был снят с рассмотрения в январе 2015 года, — указывает Литвиненко. — Если же такую информацию налогоплательщики утаивают, то на налоге вроде бы и можно сэкономить, но такая экономия будет незаконной. И когда подобные факты будут выявлены, за уклонение от уплаты налогов может наступить налоговая ответственность (штраф 100 тыс. рублей), а в случае крупной суммы — и уголовная по ст. 199 УК (штраф до 300 тыс. рублей и лишение свободы на срок до 2 лет; в особо крупном размере — когда сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей — штраф до 500 тыс. рублей и лишение свободы на срок до 6 лет). Для компаний предусмотрены штрафы в размере 20–40% от суммы незадекларированного дохода.

Президент России Владимир Путин в декабре 2014 года предложил провести амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Речь идет о легализация средств, которыми обладают граждане страны, но с которых в свое время не были уплачены налоги или были допущены другие нарушения законодательства. Цель — возвращение российских денег из-за рубежа в российскую юрисдикцию. Последняя версия профильного законопроекта на эту тему недавно была одобрена правительством РФ. Но, как сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов, в итоговом документе речь идет не об амнистии, как предполагалось ранее, а об упрощенном порядке декларирования своего имущества. По его словам, гражданам будет дана возможность в упрощенном порядке заполнить декларацию и представить ее в налоговый орган.

Предыдущая налоговая амнистия проходила в 2007 году в рамках принятого закона № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Он предоставлял гражданам возможность в упрощенном порядке задекларировать ранее полученные доходы и уплатить с них неуплаченные налоги по ставке 13%. Однако его принятие не дало ожидаемого результата. В результате закончившейся 31 декабря 2007 года амнистии в казну дополнительно поступило всего 3,7 млрд рублей. Эффект от новой амнистии эксперты оценивать не берутся. Артем Сирота, партнер юридической компании Sirota & Partners, надеется, что амнистия для граждан и юридических лиц в рамках реализации Ru-FATCA будет предоставлена.

Рычагов давления на иностранные банки немного

Литвиненко указывает, что штрафные санкции по Ru-FATCA к зарубежным банкам за непредоставление отчетов о резидентах РФ применить довольно сложно, поскольку инобанк находится не в России и потому не подчиняется российским законам. Если у американских и европейских банков есть рычаги давления на российские банки (корреспондентские счета в долларах и евро с возможностью проводить соответствующие операции), то у российских банков таких козырей нет.

— Взыскать штраф с банка можно только при активном содействии судебных и финансовых органов той страны, где находится банк, — говорит Литвиненко. — Поэтому наиболее простой и в то же время действенной мерой воздействия на «уклонистов» приходится признавать запрет на ведение деятельности в России. За счет декларирования россиянами вкладов и доходов за рубежом ожидается увеличение налоговых доходов в бюджет РФ, но во многих случаях россияне выбирают для своих инвестиций такие страны, с которыми заключены двусторонние налоговые соглашения. Такие соглашения позволяют либо вообще не облагать полученные доходы, либо облагать их по более выгодным ставкам, чем установлено в России. Поэтому не стоит ждать взрывного роста поступлений в бюджет. Но в долгосрочной перспективе это выгодно для бюджета, поскольку благодаря амнистии капиталов и введению декларирования доходов из-за рубежа появится больше налогооблагаемых объектов.

Российские представительства иностранных банков от комментариев воздержались.

Старший юрист международный юридической фирмы Herbert Smith Freehills Сергей Ерёмин считает, что России логичнее установить санкции по американской модели — в виде удержания налогов с инобанков, нарушающих требования 173-ФЗ.

— Запрет на деятельность тут мало что решит. Эффект от Ru-FATCA по увеличению поступлений налогов в бюджет РФ будет минимальным, поскольку раскрытие информации не приведет напрямую к уплате налогов. Наличие денег на счете не говорит о получении дохода. Это в большей степени вопрос финансовой разведки, — говорит он.

Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг считает, что ни американский, ни европейский вариант санкций не будет эффективен в рамках Ru-FATCA.

— Запрет на работу в России не будет эффективен для банков, и так не имеющих здесь бизнеса, а для действующих в России иностранных банков риск запрета будет сдерживающим фактором для их дальнейшего локального развития, — поясняет Кенигсберг. — Кроме того, в случае изгнания из России иностранного банка нам придется закрывать и открытые в нем корреспондентские счета наших банков. Штрафовать иностранные банки тоже будет нелегко. Они в этом случае будут остерегаться держать в России значимые объемы средств, что не лучшим образом скажется на фондовом и долговом рынке. Остается надеяться на то, что нарушение Ru-FATCA будет приравниваться иностранными надзорными органами к нарушению местного законодательства, но для этого необходим двусторонний диалог между странами.

Зампредседателя Национального совета финансового рынка Александр Наумов отметил, что после присоединения к евро-FATCA Россия сможет получать сведения по российским налогоплательщикам из Европы.

— Тогда и разрабатывать какие-либо стандарты отчетности, и придумывать механизмы обзывания иностранных банков сообщать о счетах российских граждан иным способом для иностранных банков не потребуется, — уверен Наумов. — Вторая задача, которую необходимо поднять на международном уровне, — чтобы уже существующие в странах ОЭСР общие стандарты отчетности Common Reporting Standards (CRS) стали едиными для всех государств мира, тогда отпадет и необходимость выполнения FATCA.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ