Коммерсант: Банк плохих долгов ищет хозяина

Не успели власти опубликовать окончательный план антикризисных мер, как выяснилось, что реализация одного из пунктов — идеи создания банка плохих долгов — под большим вопросом. Причина — полная неопределенность с тем, что, как, за сколько и у кого выкупать, что с полученными активами делать, а главное — кто будет нести ответственность за результаты этой деятельности. Учитывая, что у очевидных претендентов на управление такой структурой — Агентства по страхованию вкладов и ВЭБа — желания этим заниматься нет, а также, по данным "Ъ", негативное к ней отношение в экономическом блоке правительства, в антикризисном плане к концу января может стать одним пунктом меньше.

Создание банка плохих долгов стало одним из наиболее обсуждаемых пунктов опубликованного вчера на сайте правительства РФ антикризисного плана на 2015 год. Согласно плану, эта идея должна быть проработана до 30 января. Каким мог бы быть механизм, вчера высказывались представители различных ведомств. Однако определенности в том, что банк будет создан, не содержалось ни в одном заявлении. "Я думаю, вы обратили внимание, что, в отличие от многих других пунктов (антикризисного плана.— "Ъ"), речь идет о внесении предложений, а пока еще не о проекте федерального закона. Это говорит о том, что идея пока находится в стадии проработки",— подчеркнул вице-премьер Аркадий Дворкович. В сослагательном наклонении рассуждал и первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Он усомнился, что нужно делать именно банк, а потом и вовсе оговорился: "Если этому быть".

По данным "Ъ", оговорки неслучайны и отражают достаточно высокую вероятность отрицательного заключения властей о перспективах создания банка плохих долгов. Экономический блок правительства не поддерживает идею в принципе, отмечает один из источников "Ъ". Скептически оценивает перспективы создания новой структуры и федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения.

"Ее можно рассматривать разве что как временную парковку для части кредитов банков, испытывающих трудности с соблюдением нормативов ЦБ",— отметил он, добавив, что пока даже неясно, кто из участников рынка способен взять на себя решение задачи. "А главное — нести ответственность, не исключено, что уголовную, за расходование госсредств на выкуп активов непонятного качества",— указывает еще один собеседник "Ъ".

По словам источников "Ъ", один из потенциально возможных вариантов — поручить проект Агентству по страхованию вкладов (АСВ), специализирующемуся, в частности, на санации проблемных банков и работе с активами банков-банкротов, а сами плохие активы выкупать за счет неизрасходованных на докапитализацию банков ОФЗ (на 170 млрд руб.). Впрочем, в самом АСВ, похоже, большого оптимизма не испытывают. "В действующем законодательстве и текущей практикой АСВ проблема плохих активов банков уже решена в рамках процедуры санации",— заявили там. Кроме того, вчера же выяснилось, что, хотя изначально идею создания такой структуры предлагали именно банки, в частности, Газпромбанк, как раз о помощи банкам через этот инструмент речь не идет. Как сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев, смысл не в докапитализации банков, а в решении проблем предприятий. О поддержке системообразующих предприятий через банк плохих долгов говорил вчера и Аркадий Дворкович.

Впрочем, антикризисный план и так предусматривает поддержку промышленности ВЭБом (который для этих целей планируется докапитализировать на 300 млрд руб.). "Зачем еще и банк плохих долгов, где на него изыскать средства, в каком объеме, как отбирать долги, как их оценивать, с какими дисконтами выкупать и что делать с ними потом, все это совсем непонятно",— рассуждает один из источников "Ъ". Он также сомневается в целесообразности создания данного института. В такой ситуации ВЭБ, который, по данным "Ъ", также обсуждался в качестве оператора банка, риски на себя брать не стремится. "Внутри ВЭБа такая возможность сейчас не рассматривается. Это крайне сложная задача, опыта создания и управления подобной структурой в России нет ни у кого, включая ВЭБ, который, кстати, выполнял роль антикризисного центра в кризис 2008 года",— говорит источник "Ъ", близкий к ВЭБу. Официально в ВЭБе эту тему не комментируют.

Не верят в перспективность идеи и многие на рынке — от госбанкиров до аналитиков. "Вкладываться в заведомо убыточную структуру сейчас несвоевременно, для системообразующих компаний и банков поддержка уже есть, к тому же правильнее стимулировать их работать с активами самостоятельно",— говорит один из банкиров. "Сейчас острой необходимости в создании такого института мы не видим, так как объем накопленных проблем, даже с учетом оставшихся с кризиса 2008 года, некритичен",— рассуждает заместитель директора группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергей Вороненко. Он поясняет, что если, например, в Казахстане есть некоторые крупные банки до 60% портфелей которых фактически нежизнеспособны, то прогноз по уровню проблемных активов российских банков на 2015 год — 17-18%, и не все из них невозвратные, с таким уровнем можно жить, не перекладывая их в большую черную дыру, которая будет постоянно требовать все новых вливаний.

Ольга ШЕСТОПАЛ, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Елена КИСЕЛЕВА