Коммерсант: Банки перебрали кадров

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, потребительские банки все же готовились к декабрьскому кредитному всплеску и активно набирали под него персонал. А зря. Из-за прошлогоднего декабрьского резкого повышения ключевой ставки ЦБ и феноменального ослабления рубля раздавать кредиты стало некому. Более того, в новом году банки, так и не заработав на несостоявшемся кредитном буме, понесут новые расходы на сокращение персонала.

"Ъ" проанализировал данные о численности персонала в банках, специализирующихся на потребительском кредитовании (по данным появившихся в середине февраля ежеквартальных отчетов эмитентов ХКФ-банка, ОТП-банка, "Русского стандарта", "Ренессанс кредита", банка "Восточный" и Кредит Европа банка). Они показывают, что в четвертом квартале прошлого года большинство таких игроков изменило подход к кадровой политике. Хотя весь год такие банки сокращали кадры, в четвертом квартале 2014 года почти все они показали рост численности персонала. Так, банк "Восточный" сократил за год персонал на 15%, до 8,78 тыс. человек, но в четвертом квартале число его сотрудников выросло на 119 человек; ОТП-банк за год сократил 0,5% сотрудников, до 17,17 тыс., при этом в четвертом квартале набрал 654 человека; "Русский стандарт", сокративший за год на 16,6% персонала, до 16,9 тыс. человек, в четвертом квартале увеличил число сотрудников на 22 человека. Банк "Ренессанс кредит", в отличие от конкурентов, по итогам года не показал сокращения персонала, но практически весь его рост — 1000 из 1200 новых сотрудников — пришелся на четвертый квартал.

Исключением стали ХКФ-банк и Кредит Европа банк, оба они продолжили последовательное сокращение кадров в четвертом квартале прошлого года. По словам вице-президента Кредит Европа банка Ильсура Гибадулина, несмотря на то что в декабре традиционно наблюдается самый высокий спрос на приобретение товаров в кредит в торговых сетях, банк не хотел наращивать риски. В ХКФ-банке еще по итогам первого полугодия объявили о намерении значительно снизить кредитную активность в борьбе с просрочкой.

Почти во всех банках, увеличивших численность персонала в четвертом квартале, от официальных комментариев отказались. В неофициальной беседе банкиры признают, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в течение всего года, рассчитывали на традиционный декабрьский всплеск спроса на кредитные товары в торговых сетях. "С октября по ноябрь демонстрировалась позитивная динамика, и мы ожидали ее традиционного усиления в декабре, поэтому увеличивали число сотрудников",— говорит собеседник "Ъ" в одном из перечисленных банков. Однако этот расчет не оправдался. "Девальвация рубля, повышение ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% посеяли панику среди населения и привели к провалу потребительского кредитования в декабре",— указывает топ-менеджер другого потребительского банка. По данным ЦБ, в октябре объем потребительских кредитов вырос на 0,1%, в ноябре — на 0,3%, а в декабре сократился на 1,1%.

Теперь банки, набравшие сотрудников для увеличения продаж, стоят перед непростым выбором: найти им другое применение либо сократить лишние кадры. И то и другое непросто. По словам Ильсура Гибадулина, переквалифицировать сотрудников, продающих кредиты, на работу, например с просрочкой, что сейчас актуально, весьма сложно. "Обычно это удается в редких случаях, поскольку набор компетенций и деловых качеств в данных сферах очень разный". Сокращение же сопряжено с дополнительными тратами — выплатой компенсаций за увольнение. Согласно Трудовому кодексу, сокращаемому работнику должно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше двух месяцев. Таким образом, несостоявшийся декабрьский бум не только не принес банкам ожидаемых доходов, но и оказался сопряжен с дополнительными расходами в и так непростом 2015 году. Оценить эти расходы можно будет по итогам первого квартала.

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Дмитрий ЛАДЫГИН