Коммерсант FM: «Программа льготного автокредитования не способна компенсировать падение рынка»

Спрос на автомобили в России сократился на 40%. Таким образом, по информации агентства "Автостат" за март, по объему рынка Россия опустилась с четвертого на пятое место в Европе. Собеседники "Коммерсантъ FM" отмечают, что во многом рынок поддерживает госпрограмма льготного кредитования, однако одной этой мерой остановить падение продаж не удастся.

Российский авторынок опустился на пятое место в Европе. Данные за март опубликовало агентство "Автостат". По информации Национальных ассоциаций производителей, больше всего автомобилей в прошлом месяце было продано в Великобритании — почти 0,5 млн. На втором месте Германия с 300 тыс. проданных машин. Третью и четвертую строчки заняли Франция и Италия, причем во всех этих странах автомобильный рынок показывает рост. В России за март было реализовано около 130 тыс. легковых авто. В целом же объем рынка за первый квартал сократился почти на 40%. Причин для таких показателей несколько, отметил гендиректор информационного портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив.

"Рубль существенно снизился по отношению к валютам. Практически все концерны, которые работают на территории Российской Федерации, пересчитываются окончательно потом в доллары, евро. Даже тот же "АвтоВАЗ" на 30% уже зависит от импортных комплектующих. При таком изменении цен, которое мы видели в ноябре, сохранять продажи на былом уровне невозможно. Плюс ко всему некоторые концерны с рынка уходят, плюс практически все основные банки, которые кредитовали автомобильное направление, прекратили это делать, а это до 50% продаж. Автокредитование ушло на уровень 10%, может быть, даже меньше, а это даже хуже, чем уровень кризиса 2008-2009 года", — рассказал Дацкив "Коммерсантъ FM".

Как отмечают эксперты, рост европейских рынков во многом обусловлен доступным автокредитованием. В России очередной этап программы господдержки этого рынка стартовал с 1 апреля. По данным Минпромторга, за первые пять дней были одобрены около 6 тыс. заявок на получение таких кредитов. Средняя ставка составила около 12%. По условиям программы, скидку на кредит можно получить при покупке автомобиля 2015 года выпуска и не дороже 1 млн руб. Существенного роста рынка эта программа не обеспечит, считает главный редактор Motorpage.ru Дмитрий Европин.

"Программа льготного автокредитования, конечно, не способна полностью компенсировать падение рынка — слишком много факторов на него влияет. Другой вопрос, что, конечно, запуск программы льготного автокредитования в условиях высокой процентной ставки ЦБ — это спасение для сферы кредитования на автомобильном рынке, поскольку под рыночный процент кредитоваться сейчас — это просто безумие. С учетом программы утилизации плюс программы субсидирования автокредитования от государства, возможно, мы увидим некоторую коррекцию ситуации. Другой вопрос, что, конечно, к концу года у нас будет значительное падение", — отметил Европин.

По оценкам некоторых экспертов, к концу 2015-го российский авторынок может сократиться вдвое по сравнению с прошлым годом.

Анастасия ПАРФЕНОВА