Коммерсант FM: «Цены на ОСАГО повысили, а качество услуги не улучшилось»

ОСАГО подорожает на 40% с 12 апреля. Согласно решению Центробанка, базовая ставка для владельцев легковых машин повысится до 3,5-4 тыс. руб., пишут "Ведомости". Президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Автомобилистам, которые попадали в ДТП, новый полис обойдется более чем в 20 тыс. руб. Одновременно регулятор расширит границы тарифного коридора с 5 до 20% — внутри него страховщики могут конкурировать по цене. В итоге в особо убыточных регионах стоимость может подняться на 60%. Кроме того, Банк России скорректирует территориальные коэффициенты, они учитываются при расчете стоимости полиса. В итоге показатель вырастет, а с ним и ОСАГО, в целом ряде субъектов страны. Как уточнил "Ведомостям" зампред ЦБ Владимир Чистюхин, вырасти должна не только стоимость страховки, но и размер выплат в случае ДТП. Для этого будут внесены изменения в справочник стоимости запчастей, который используется при расчете выплат. Цены в нем увеличатся на 20-25%.

— Страховщики просили повышения цен на ОСАГО более чем на 100% с учетом подорожания запчастей, вот то, что сейчас предлагается 40-60%, насколько это приемлемый вариант для той и другой стороны, я имею в виду и страховщиков, и клиентов?

— Время покажет, дело в том, что здесь надо понимать, что, вероятнее всего, в проблемных регионах цена изменится на 60%, потому что мы имеем некоторые регионы, в которых вообще остался только один страховщик, и понятно, что в этой ситуации страховые компании будут по максимуму поднимать цены. Но здесь стоит отметить еще один очень важный фактор, то, что у нас скоро начнутся выплаты по жизни и здоровью, которые будут происходить по таблицам. И если раньше человеку нужно было соблюсти ряд правил, и чаще всего люди вообще этим не занимались, потому что слишком сложно было получить возмещение, то сейчас людям будет достаточно просто получить возмещение по вреду здоровью. Они будут получать его по таблице. В таблице будет прописана цена каждого повреждения, и, на мой взгляд, здесь мы столкнемся с ростом мошенничества, потому что для мошенников значительно проще будет подстроить такой случай, чем какую-то аварию. И здесь, конечно, страховые компании будут нести колоссальные ущербы.

А с учетом того, что у нас страховщики очень неэффективно борются с мошенничеством, и за это, кстати, платит обычный автолюбитель сегодня, здесь, конечно, страховые компании будут нести убытки. Но вообще такое повышение несколько необоснованно, потому что мы имеем ряд регионов, в которых страховые компании зарабатывают совершенно неплохо, особенно, если мы говорим про Москву и Санкт-Петербург. И это подтверждается тем, что крупные страховые компании в этих регионах продают страховку по нижнему пределу тарифного коридора. Они зарабатывают здесь, тогда почему бы нам не либерализовать рынок, не сделать тарифный коридор больше и не посмотреть, что из этого получится. А сейчас получается, что у нас повышение цены слишком значительное, и для автолюбителей это будет очень ощутимо.

— А сколько было бы приемлемо, как вы считаете?

— Приемлемо было бы увеличить сначала тарифный коридор. Плюс, мы еще не видели новые таблицы по запчастям. Цены уже один раз повышали, количество судов у нас не уменьшилось. Цены мы повысили, а качество услуги, предоставляемой страховыми компаниями, не улучшилось, к сожалению. Понятно, что цены неминуемо пойдут вверх по ОСАГО, потому что запчасти дорожают, машины становятся дороже, но кроме подорожания еще должно быть улучшение услуг, потому что, на мой взгляд, сейчас к страховым компаниям у населения доверие крайне низкое.

— Кстати, есть инициатива депутата от ЛДПР, предложение заморозить в нынешних экономических условиях тарифы ОСАГО. Такой вариант, как вы думаете, возможен сейчас?

— Абсолютно нет, невозможен, потому что если посмотреть на некоторые регионы, там уже сейчас невозможно купить страховой полис. Даже вплоть до того, что ГАИ дает возможность людям из этого региона выехать, если они покупают автомобиль. И у них неофициальная договоренность — десять дней машину выпускать. Потому что полис купить нельзя, ведь эти регионы убыточны. У нас страховые компании должны извлекать прибыль, а в ряде регионов мошенничество достигает такого уровня, что там эту прибыль получить просто невозможно. Здесь должны быть какие-то системные изменения, какая-то стратегия моторного страхования для того, чтобы выйти из кризиса, потому что сейчас мы видим, что страховые компании, особенно клиентоориентированные, сокращают свой портфель в моторном страховании и вообще уходят с рынка.

— А может ли так быть, что подорожание ОСАГО приведет к тому, что люди вообще перестанут страховаться и будут все проблемы решать на месте?

— Думаю, что нет. Но если говорить про страхование КАСКО, то мы уже сейчас имеем колоссальное падение. Оно связано, в том числе, из-за того, что лимиты повысились. Два фактора влияют: во-первых, КАСКО подорожало, во-вторых, лимиты повысились по ОСАГО. И если человек ездит аккуратно, то ему нелогично покупать себе КАСКО, потому что он понимает, глядя на свой опыт, что сам он в аварии не попадает, а если в него кто-то въедет, то он будет взыскивать по ОСАГО. У многих в нашей стране лимитов хватит для того, чтобы купить себе такой же автомобиль, на каком он ездит сейчас.