Коммерсант FM: «Важно, чтобы люди сами выясняли все условия банковских операций»

Банки будут уведомлять клиентов обо всех комиссиях за операции в письменном виде. Для подтверждения трансакции человек должен будет расписаться в соответствующем документе. Собеседники "Коммерсантъ FM" уверены, что такие меры только усложнят работу банкам, что может вылиться в повышение стоимости их услуг.

Банки обяжут письменно предупреждать клиентов о комиссиях за все операции, в том числе и по обмену валюты. Такая норма добавлена в законопроект "О банках и банковской деятельности", сообщает газета "Известия". По информации издания, для выполнения операции кредитным организациям потребуется подпись клиента в документе. Хотя изначально депутаты предлагали уведомлять клиента о дополнительных сборах только в устной форме. Банки стараются скрывать комиссии на свои услуги, письменное предупреждение снизит число таких случаев, считает вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский.

"Есть такие жизненные детали, которые нужно прописывать и как-то оговаривать. Банк должен до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию об этих позициях, указать размер и состав расходов. Это очень важно в обменных пунктах. Бывает, что сумма стоимости денежной единицы иностранного государства одна, а при увеличении массы она другая, а клиент этого не знает. Банк должен продумать эту ситуацию и технологично решить эту позицию", — отметил Киевский.

Комиссия на различные операции, в том числе и на обмен валют, обычно не превышает полпроцента, отмечают эксперты. Чаще всего за услуги переплачивают клиенты мелких банков, при этом размер комиссии прописывается в договорах. Однако клиенты не обращают внимания на эти расходы, отметил директор компании "Юридические и финансовые креативные решения" Юрий Брисов.

"Очень важный вопрос — то, как клиент будет уведомляться. Если, например, в банк-клиенте в интернет-банке у клиентов будет возникать что-то наподобие push-уведомления о том, что вы сейчас хотите совершить операцию, будет такая-то комиссия, тогда это было бы эффективно. Просто прописывать все эти условия, они и так прописываются. Вопрос в том, что клиенты их не читают и читать никогда не будут. Для того чтобы эффективно оповещать клиентов, нужно, конечно, не просто принять закон о том, что должно быть письменное уведомление, а подумать о том, как это письменное уведомление должно осуществляться", — пояснил Брисов "Коммерсантъ FM".

Введение дополнительных соглашений с клиентами усложнит работу банков. Им придется дорабатывать свои базы данных, увеличивать время на предоставление операции. Чтобы покрыть расходы, кредитные учреждения будут поднимать цены на все услуги, уверен заместитель главного редактора портала "Банки.Ру" Семен Новопрудский.

"Это дополнительный затратный документооборот для банков. Если для самых крупных банков это не самые страшные затраты, то для средних банков и, тем более, мелких это может быть довольно существенными дополнительными затратами. Если эти издержки будут существенными для кого-то, то, конечно, они постараются эти издержки заложить в стоимость услуг. Лучше, конечно, чтобы это не депутаты решали, а Банк России в рамках надзора. Принципиально важно то, что отношения с банком — это не отношения друзей и врагов, это отношения партнеров. Важно, чтобы люди сами внимательнейшим образом выясняли все условия", — подчеркнул Новопрудский.

Новая норма не коснется операций, которые совершаются через банкоматы. Сейчас по закону кредитные учреждения и так обязаны предупреждать клиентов о размере комиссии по таким услугам. Данные о дополнительных расходах прописываются в чеке.

Полина СМЕРТИНА