Коммерсант FM: «Все равно будут люди, которые будут брать машины в кредит»
Продавцы автомобилей бьют тревогу. Дилеры просят возобновить программу льготного кредитования. Без помощи государства, по мнению ассоциации "Российские автомобильные дилеры", падение продаж приведет к существенному сокращению ВВП страны. Собеседники "Коммерсантъ FM" озабоченность игроков рынка разделяют, однако рекомендуют не паниковать.
Автодилеры попросили государство возобновить программу льготного кредитования. На это потребуется выделить 20 млрд руб. в 2015 году, говорится в письме ассоциации "Российские автомобильные дилеры". Документ направлен в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева. В декабре прошлого года Банк России повысил ключевую ставку до 17%. Как говорится в обращении дилеров, без субсидий на автокредиты продажи машин в России в следующем году упадут на треть, и столько же продавцов исчезнет с рынка. Это в свою очередь приведет к сокращению ВВП страны на 0,5%, подчеркнул вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Андрей Петренко.
"Данная отрасль является у нас наиболее капиталоемкой, и для государства потерять сейчас хотя бы какую-то долю этих вложений будет значить серьезные потери. Если отрасль будет снижаться, то будут уходить люди, терять свою работу. Наша отрасль — та курица, которая несет золотые яйца. Государство получает значительное число налогов, которое несравнимо даже с теми налогами, которые приносит строительство. Мы обращаемся к правительству, потому что это не мы создали эту сложную ситуацию", — пояснил Петренко "Коммерсантъ FM".
По данным Национального бюро кредитных историй, в 2014 году в кредит было продано порядка 40% автомобилей. Тогда ставка составляла 13%. Годом ранее при ставке в 9% доля проданных через банковские займы машин составляла 45%. Сейчас субсидирование автокредитов будет эффективно даже при банковской ставке в 15%, отметила президент компании "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.
"Увеличилась и стоимость автомобилей, то есть, соответственно, увеличивается размер кредита, и существенно повысилась ставка. Падает объем выдачи автокредитов, снижается объем машин, проданных в кредит. Не менее 30% автомобилей в России продавались в кредит. Вот на этот процент и могут упасть продажи. Если ставка уменьшится хотя бы до 15%, конечно же, это принесет пользу отрасли. Все равно будут люди, которые, несмотря на возросшую стоимость автомобилей, будут брать их в кредит, возможно, на более долгие сроки", — уверена Докучаева.
Текущая банковская ставка, по данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры", составляет в среднем 23%. Ситуация на рынке автокредитования действительно напряженная, однако некоторые игроки научились выживать и в таких условиях, уверен автомобильный обозреватель радиостанции "Коммерсантъ FM" Алексей Слащев.
"Ни для кого не секрет, что многие автомобильные компании, имеющие свои банки, например, Mercedes Benz, сейчас временно приостановили кредитование, потому что их процентная ставка доходит до 35%, а люди просто отказываются брать такие кредиты. Но в мире кредитования есть такие цены, как 24%, 20% годовых, и на них с большим удовольствием покупают машины. На этом же рынке сейчас существуют компании, которые пытаются предоставить людям специальные условия. Например, Mitsubishi, которая предоставляет 7,9%. Компания Jaguar Land Rover предлагает ставку 9,9%. Снижая стоимость автомобиля в районе 200 тыс. руб., можно снизить ставку с 17% до 9%. Банки, которые продолжают работать в автомобильном секторе, как ВТБ, Raiffeisen Bank, предоставляют кредиты под 17%, поэтому, наверное, рано бить тревогу", — отметил Слащев.
Сейчас в России действует госпрограмма утилизации автомобилей, которая призвана сохранить спрос на рынке. На нее в 2014 году государство выделило 10 млрд руб., еще 20 млрд предлагается направить в текущем году.
Лилия ПОНОМАРЕВА