Коммерсант: ХКФ Банк попался в сети

Рост закредитованности и ухудшение платежеспособности граждан привели к пересмотру отношений банков и торговых сетей. На фоне снижения кредитных продаж они не столь избирательны, как раньше, и теперь предпочитают наращивать, а не ограничивать число банков-партнеров. Так, ХКФ-банк пустили к себе в дополнение к существующим финансовым партнерам и «М.Видео», и «Медиа Маркт», несмотря на его прямую аффилированность с их основным конкурентом - сетью «Эльдорадо».

О том, что ХКФ-банк в ближайшее время появится в торговых сетях «М.Видео» и «Медиа Маркт», «Ъ» рассказали несколько источников на рынке POS-кредитования. В ХКФ-банке информацию о начале сотрудничества с указанными сетями подтвердили. «Мы всегда считали, что в эти сети ходят клиенты хорошего качества, и рады, что смогли достичь договоренностей о сотрудничестве»,- сообщил «Ъ» директор департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александра Антоненко. В «Медиа Маркте» сообщили, что начали пилотный проект с банком во всех магазинах, до конца октября проанализируют результаты и примут решение о дальнейшем сотрудничестве. В «М.Видео» также подтвердили приход нового банка-партнера.

В последние пять лет ХКФ-банк ни в «М.Видео», ни в «Медиа Маркте» не присутствовал, несмотря на то что в течение многих лет является лидером на рынке POS-кредитования (по данным Frank Research Group на 1 сентября, на его долю приходится 25% этого рынка по объему портфеля POS-кредитов - 57,4 млрд руб.). Официально причина отсутствия ХКФ-банка в последние годы в двух крупных торговых сетях не озвучивалась. Впрочем, как ранее сообщал «Ъ», причиной разрыва отношений «М.Видео» и ХКФ-банка в начале 2010 года стала аффилированность последнего с одним из ключевых конкурентов «М.Видео» - торговой сетью «Эльдорадо». Ее приобрела чешская группа PPF, структуры которой владеют и ХКФ-банком. По словам участников рынка, этот же фактор сдерживал от сотрудничества с данным банком и «Медиа Маркт».

Интересно, что если ранее торговые сети ограничивали число банков партнеров, заменяя одних на других в ходе проводимых тендеров, то сейчас с ХКФ-банком готовы работать при сохранении отношений с уже существующими банками-партнерами. Причиной повышения лояльности торговых сетей могло стать снижение кредитования в торговых сетях на фоне ужесточений ЦБ в регулировании сегмента потребкредитования, а также роста закредитованности и ухудшения платежеспособности населения. По данным НБКИ, сейчас более 10 млн человек обслуживают более одного кредита одновременно. По данным ЦБ, на 1 сентября с начала года объем просроченных розничных кредитов увеличился на 38,17%, а их доля выросла до 5,5%. В результате за восемь месяцев текущего года объем кредитов на приобретение товаров в торговых сетях сократился на 13,6%, или 36 млрд руб., в абсолютном выражении - до 229 млрд руб. При этом участники рынка не ждут существенного улучшения ситуации даже в конце года в период традиционно высокого сезона (см. «Ъ» от 6 октября).

Сокращение активности банков в POS-сегменте напрямую ведет к падению доли кредитных продаж у ритейлеров, что невыгодно последним. Так, по данным «М.Видео», по итогам трех кварталов текущего года доля кредитных продаж составила 12,3% против 15,1% за аналогичный период прошлого года. При этом оптимальной в торговой сети считают долю 14-15%. «Расширение количества банков-партнеров в период перед сезоном зимних продаж позволит нам нарастить пул клиентов, особенно в регионах,- говорит руководитель департамента потребительского кредитования »М.Видео« Валерия Шатковская.- Средний чек при покупках в кредит достигает 22,5 тыс. руб., что почти в четыре раза больше, чем при обычных продажах». «В условиях нежелания торговых сетей мириться с падением кредитных продаж и неготовностью уже присутствующих там банков наращивать кредитование, увеличение числа партнеров становится единственным выходом из ситуации»,- говорит собеседник «Ъ» в одном из крупных банков на рынке POS-кредитования.

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Павел БЕЛАВИН