Коммерсант: Коллекторов берут на жалобы
Коллекторы, предвкушая скорое вступление в силу закона, ограничивающего их деятельность, пытаются взыскать с должников по максимуму. Заемщики-неплательщики в преддверии того же события активно наращивают количество жалоб на взыскателей, свидетельствует актуальная статистика. Чья активность окажется эффективнее — покажет лишь время. Пока, похоже, ведут коллекторы, ведь надзорный орган за ними до сих пор не определен.
В распоряжении "Ъ" оказалась свежая статистика Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) по жалобам граждан на неправомерные, по их мнению, действия коллекторов по взысканию долгов. За десять месяцев этого года число обращений от граждан достигло 3,163 тыс. и на 5,5% превысило весь прошлогодний объем жалоб (около 3 тыс.). При этом в октябре наблюдался всплеск жалоб граждан на действия коллекторов — за месяц в НАПКА поступило 427 таких обращений (на 67 больше, чем в сентябре), это помесячно существенно больше, чем за несколько предыдущих месяцев.
До этого заметный всплеск жалоб наблюдался в феврале (по сравнению с январем — на 76 больше), после того как 28 января председатель Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что деятельность коллекторских агентств нужно приостановить, на фоне обвинений одного из коллекторов в поджоге дома должника в Ульяновске, в результате чего в больницу попал двухлетний ребенок. Рост жалоб продолжился в марте (их было на 84 больше по сравнению с февралем), после того как в феврале господа Матвиенко и Сергей Нарышкин, который являлся в то время спикером Госдумы, выступили инициаторами разработки и внесли в парламент законопроект о жестком ограничении деятельности коллекторов.
За октябрь наибольший рост числа обращений пришелся на так называемые правовые обращения (27% против 19% по итогам сентября). Заметно выросло также количество жалоб на "незаконность" действий коллекторов (12% против 4% по итогам сентября). Доля жалоб на звонки третьим лицам — родственникам и коллегам — составила 17% от общего числа обращений. НАПКА даже впервые такие обращения выделила в отдельную категорию. Увеличение жалоб в октябре в НАПКА связывают с тем, что должники узнали о вступающих в силу с нового года основных положениях закона, ограничивающего деятельность коллекторов, который, в частности, запретит им беспокоить третьих лиц в связи с долгами конкретного заемщика.
Сами коллекторы подтверждают: октябрьский всплеск вызван скорым вступлением в силу основных положений закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", принятого летом этого года. "В дальнейшем обращений будет больше: не все должники знают, что он еще фактически не вступил в силу",— говорит генеральный директор "Активбизнесколлекшн" (кэптивное агентство Сбербанка) Дмитрий Теплицкий. Впрочем, он не склонен драматизировать ситуацию, называя поступающие обращения "обратной связью" и указывая, что большинство из них связано с "правовыми и техническими вопросами, а не с криминальными правонарушениями". Рост жалоб на коллекторов со стороны должников подтвердил и председатель совета Финпотребсоюза Игорь Костиков: "Население становится все более образованным в финансовом плане, что побуждает их на практике реагировать на действия, нарушающие их права".
Как ожидает господин Теплицкий, в январе-феврале, когда должники начнут считать количество контактов с взыскателями и следить за соблюдением других норм вступившего в силу закона, произойдет новый скачок обращений. "Как ни парадоксально, с ростом цивилизованности рынка взыскания рост обращений будет продолжаться, поскольку обратная связь на этом рынке очень востребована заемщиками",— полагает господин Теплицкий.
Впрочем, практический эффект от этих жалоб предсказать сложно. "Все будет зависеть от того, как будет действовать надзорный за коллекторами орган, который официально до сих пор не определен",— указывает господин Костиков.
Юлия ПОЛЯКОВА