Коммерсант: НПФ омолаживают клиентскую базу

Одним из первых шагов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) после решения правительства сохранить накопительную часть пенсии стало решение изменить принципы формирования клиентской базы. В условиях неопределенной судьбы накопительного компонента в НПФ наиболее рентабельным считалось привлечение 35-40-летних клиентов, которые сразу приносили по 50-60 тыс. руб. накоплений. Теперь фонды заявляют о готовности тратиться на более молодую аудиторию — в расчете на перспективу.

Вчера премьер Дмитрий Медведев официально заявил, что правительство решило сохранить накопительную часть пенсии. В полном объеме система заработает с 2016 года, то есть на инвестиционные счета граждан вновь начнут поступать взносы. В 2014-2015 годах накопления у граждан не формируются, все взносы направляются в страховую часть пенсии (на текущие выплаты пенсионерам). В пенсионных фондах в связи с этим заявляют о готовности изменить политику работы с новыми клиентами.

Последние два года, при замораживании пенсионных накоплений и постоянных выступлениях представителей социального блока правительства о необходимости отмены накопительного компонента, фонды не слишком активно привлекали молодых клиентов: тратить сегодня деньги на агентское вознаграждение "на перспективу" считалось нецелесообразным. Сумма счета таких клиентов в среднем не превышает 26 тыс. руб. "В 2014 году мы снизили активность работы с молодежью, поскольку было приостановлено формирование пенсионных накоплений",— признает глава НПФ "Промагрофонд" Ольга Буланцева.

Больший акцент делался на гражданах среднего возраста, еще подпадающих под возрастные условия участия в накопительной системе (родившиеся не раньше 1967 года), но успевших сформировать на своих счетах 50-60 тыс. руб. накоплений. Это позволяло фондам быстро увеличить сумму активов под управлением. "Более молодую часть целевой аудитории привлекать проще. Как результат застрахованные лица 1970-1980 годов рождения составляют наибольшую долю в результатах продаж пенсионных фондов",— уточняет гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.

В результате в среднем по рынку доля клиентов НПФ 1990 года рождения и позднее составляет около 20%, около 70% — граждане, родившиеся в период с 1967 по 1989 год, и около 10% — нецелевые клиенты, родившиеся раньше 1967 года (за них накопления отчислялись лишь в 2002-2004 годах по тарифу 2%), оценивает господин Околеснов. "В НПФ "Промагрофонд" доля клиентов молодых возрастов — чуть более 25%, тех, кому от 40 до 55 лет — около 45% и еще 30% — среднего возраста",— говорит Ольга Буланцева.

После того как правительство дало гарантию, что накопления продолжат формироваться с 2016 года, в фондах задумались об изменении возрастной ориентации клиентской базы. "В 2016-2017 годах прирост клиентской базы может сместиться в сторону молодежи",— признают в НПФ электроэнергетики. Для НПФ привлечение молодежи обходится дешевле: а поскольку у них накоплено меньше средств, то и ставка агентского вознаграждения в два-три раза меньше, объясняет Сергей Околеснов, но эти счета могут за год вырасти на 30-50%.

Мария ЯКОВЛЕВА