Коммерсант: Повышенные отчисления в фонд страхования вкладов предложено отложить на три года
Система дифференцированных отчислений в Фонд страхования вкладов — банки, рискующие завышать ставки, платят больше,— которая должна заработать уже с 1 июля, столкнулась с упорным противодействием Минэкономики. В новом варианте своих предложений по заморозке неналоговых платежей для предпринимателей министерство рекомендует отодвинуть введение повышенных отчислений на 1 января 2019 года. Такому послаблению обрадовались бы во многих банках, но оно идет вразрез с позицией Минфина, ЦБ и Агентства по страхованию вкладов.
Минэкономики предлагает ввести мораторий на дифференцированные (повышенные) отчисления в Фонд страхования вкладов (ФСВ), которые должны начать действовать с 1 июля этого года, следует из документа министерства, направленного в правительство. В подготовленном Минэкономики проекте перечня неналоговых платежей предпринимателей первым пунктом стоит послабление для банкиров: повышенные отчисления в ФСВ для банков, завышающих ставки по вкладам, планируется ввести с 1 января 2019 года.
Сейчас все банки платят отчисления в Фонд страхования вкладов по единой ставке 0,1% от среднеквартального объема средств населения. В результате крупные банки, вероятность банкротства которых очень мала, платят большие суммы, чем маленькие и рисковые игроки. Идея ввести дифференцированные взносы активно лоббировалась крупными банками в течение многих лет и наконец в прошлом году получила законодательную реализацию.
Согласно принятым 22 декабря 2014 года поправкам в закон «О страховании вкладов», банки с 1 июля 2015 года будут делать повышенные отчисления в зависимости от величины максимальных ставок по вкладам, а с 1 января 2016 года добавится еще критерий финансовой устойчивости банка. ЦБ будет ежемесячно определять базовый уровень доходности вкладов по валюте и рублям как среднюю из максимальных ставок по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов. При превышении этого уровня не более чем на 2 процентных пункта банк будет платить только базовую ставку. Если хоть по одному вкладу есть превышение от 2 до 3 процентных пунктов — дополнительную (+20% к базовой), более чем на 3 процентных пункта — дополнительную повышенную (+150% к базовой).
«Целью введения дифференциации взносов в Фонд страхования вкладов было уравновешивание рисков системы страхования вкладов,— признается в документе Минэкономики.— Однако в текущих экономических условиях такая дифференциация приведет к повышению взносов для большинства частных банков, что еще больше снизит потенциал кредитования ими реального сектора экономики и доступность финансовых услуг для населения, особенно в регионах». В министерстве подчеркивают, что, с одной стороны, регулятор проводит активную чистку банковского рынка, что снижает уровень доверия вкладчиков к банкам. С другой стороны, в условиях общей нестабильности меры поддержки по повышению ликвидности касаются лишь небольшого числа крупных банков.
Предложение Минэкономики, разосланное профильным министерствам, подготовлено, как указывается в сопроводительном письме, «в соответствии с договоренностями, достигнутыми на совещании у первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова». Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддерживает идею моратория на повышение обязательных неналоговых отчислений как послабление для бизнеса, сообщили в его секретариате: «В текущей непростой экономической ситуации предпринимателей нужно поддержать». «Однако как показывает практика, те банки, которые держат экстремально высокие ставки по вкладам, отнюдь не занимаются кредитованием реального сектора экономики и населения, а привлекают средства населения, которые впоследствии выводят из банка»,— отмечает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
Дискуссия о послаблениях для банков началась в условиях, когда Фонд страхования вкладов фактически близок к опустошению. Как писал «Коммерсант», последние отзывы лицензий у банков со значительным объемом вкладов (последний — банк «Транспортный» с вкладами на 42 млрд рублей) приведут к тому, что размер фонда, который сейчас составляет 69,6 млрд рублей, может достичь нуля. Мораторий на повышенные отчисления в текущей ситуации ударит по фонду, наполнять который в случае дефицита поступлений новых взносов от банков придется из средств ЦБ.
Однако так же последовательно, как ЦБ и АСВ, готовят рынок к введению дифференцированных отчислений в ФСВ, в Минэкономики отстаивают идею это введение отложить. С идеей моратория на большой перечень неналоговых платежей Минэкономики обращалось в правительство еще в апреле, причем этот перечень был намного длиннее последнего варианта. В текущей версии многие виды платежей из текста исчезли, однако «банкирский» пункт не только остался, но и стал более лояльным. Первоначально мораторий предлагалось ввести на меньший срок — отчисления за высокую ставку планировалось отсрочить до 1 января 2017 года, а за финансовое положение — до 1 июля 2018 года.
В Минфине идею категорически не поддерживают, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. «На наш взгляд, эта мера (введение дифференцированных взносов) в текущем варианте довольно мягкая и должна дисциплинировать банки плохого кредитного качества, которые активно привлекают розничные депозиты по завышенным ставкам»,— отметил он.
Ни Банка России, ни АСВ среди адресатов письма Минэкономики нет. В Минфине заявили, что обсудят с профильными ведомствами предложения Минэкономики, уточнив, что представитель последнего входит в совет директоров АСВ и в свое время голосовал за введение дифференцированных отчислений в ФСВ. В АСВ заявили: «АСВ не поддерживает отсрочку введения системы дифференцированных отчислений в ФСВ. Увеличенные отчисления должны повысить ответственность банков, ведущих рискованную политику при привлечении средств вкладчиков». В ЦБ на запрос не ответили.
Юлия ЛОКШИНА