Коммерсант: В Крыму созрели VIP-клиенты

Крупнейший крымский Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) предложил услуги private banking с входным билетом от 3 млн руб. До сих пор это направление бизнеса в регионе, где банковская система еще только формируется и весь спектр привычных банковских услуг еще не оказывается, не развивалось. По мнению экспертов, учитывая слабое развитие кредитования в Крыму, отбить привлеченные у VIP-клиентов средства будет проблематично, а заработать на них и вовсе невозможно.

Информация о наличии специального подразделения private banking, а также список офисов для обслуживания VIP-клиентов (восемь штук) содержится на сайте банка. Как сообщила «Ъ» управляющий директор private banking РНКБ Валентина Радзивил, направление это запущено в июле, на текущий момент у банка уже более 1 тыс. VIP-клиентов. К ним в РНКБ относят тех, кто готов разместить вклад на сумму от 3 млн руб., а также держателей карт «Прайм», получить которые могут лишь «клиенты, обладающие определенным статусом и уровнем доходов». Каким именно - в банке не раскрывают, равно как и информацию об объеме средств, привлеченных от VIP-вкладчиков. Если исходить из минимального размера вклада и числа таких клиентов, речь может идти о сумме минимум 3 млрд руб. Всего, по данным российской отечности РНКБ на 1 октября, объем средств физлиц, размещенных в банке, составлял 12,5 млрд руб.

С момента присоединения Крыма к России, ухода с полуострова украинских банков и прихода российских игроков услуги private banking в Крыму не предоставлялись. При этом в обозримом будущем примеру РНКБ готовы последовать и другие игроки. «Банковская система в Крыму строилась фактически с нуля, поэтому банкам было не до private banking,- говорит первый зампред правления Генбанка Сергей Мохов.- Потребность в таких услугах есть, и мы тоже будем развивать это направление со следующего года в полноценном формате, с отдельными офисами, индивидуальными услугами и условиями, инвестпродуктами, допсервисами и т. д.». Несмотря на непростую ситуацию, сервис востребован, так как в Крыму есть ряд клиентов, имеющих возможность и потребность в приобретении премиальных продуктов, соглашается Валентина Радзивил. Впрочем, количественных оценок этого спроса банкиры не приводят.

Зато, по мнению экспертов, в условиях слабо развитого кредитования в Крыму, развитие private banking вряд ли будет экономически оправданными. Так, у самого РНКБ на 1 октября при объеме привлеченных клиентских средств на расчетные счета и депозиты юрлиц и физлиц 22,3 млрд руб. объем выданных кредитов компаниям, госструктурам и гражданам составляет лишь 1 млрд руб. Остальные средства преимущественно размещены в ЦБ на корсчетах и депозитах - 11,1 млрд руб., а также вложены в ценные бумаги ОФЗ (3 млрд руб.) и векселя (2 млрд руб.). Таким образом, очевидно, что у банка переизбыток ликвидности и в привлечении ее у VIP-клиентов по завышенным ставкам нужды сейчас нет. «Private banking для банка - это в первую очередь привлечение пассивов, которые банк должен учитывать в своей стратегии бизнеса, чтобы эффективно ими распорядиться с учетом их более высокой стоимости по сравнению с массовыми вкладами,- говорит директор департамента депозитных и комиссионных продуктов банка »Ренессанс кредит« Галина Уткина.- Развитие полноценного private banking c открытием отдельных офисов не всегда окупается, так как необходимо вкладывать немалые средства в соответствующий статусу ремонт, тратиться на персонал и содержание офиса, в котором будет обслуживаться небольшое число клиентов, не говоря уже о более высоких, чем по стандартным продуктам, ставках привлечения». Как правило, банки имеют очень ограниченное количество VIP-офисов (один-два). Так что для коммерческих банков private banking - это скорее имиджевая история, чем бизнес, направленный на получение прибыли, добавляет она.

В РНКБ, впрочем, могут позволить себе потратиться на имидж. «Прибыль в этом году не была приоритетом номер один для РНКБ: его первоочередной задачей было обеспечение населения и предприятий Республики Крым и Севастополя качественными банковскими услугами,- сообщили в банке.- Что же касается создания VIP-центров - это вложения в долгосрочное сотрудничество, нацеленное на перспективу».

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Дмитрий ЛАДЫГИН