Коммерсант: Ваши мили биты
Крупные банки, имеющие кобрендинговые карточные проекты с авиаперевозчиками, объявляют о повышении стоимости миль для клиентов. Если раньше для получения одной мили по кобрендам с "Аэрофлотом", S7, Miles & More надо было потратить по карте 30 руб., то теперь — уже все 60 руб. Таким образом, накопить безналичными расчетами на бесплатный перелет многим клиентам банков станет значительно сложнее.
О повышении с 16 марта стоимости миль по кобрендинговым карточным проектам с Miles & More и "Аэрофлотом" сообщил клиентам, в частности, Ситибанк. Для получения 1 бонусной мили держателю карты потребуется потратить по ней не 30, а 60 руб. О схожих изменениях совместных программ с "Аэрофлотом" и компанией S7 сообщил Альфа-банк. В рамках сотрудничества с S7 его примеру последовал Юникредит-банк. Повышение стоимости объясняется просто: авиакомпании номинируют стоимость миль в валюте (их основные траты — валютные). Банки же, учитывая, что подавляющее большинство кобрендинговых карт рублевые (более 80%), начисляют мили за траты в рублях. Подняв курс пересчета рублей в мили, они просто переложили на клиентов возросшие расходы на обслуживание кобрендов с авиакомпаниями.
"Рост стоимости мили для клиента всегда неприятен, но мы исходили из того, что такая цена позволит нам приблизиться к безубыточности по программе,— говорит член правления Сити-банка Михаил Бернер.— Мы не считаем, что повышение стоимости миль приведет к снижению числа пользователей нашими картами, потому что такая ситуация наблюдается у большинства банков, имеющих кобренды с авиаперевозчиками".
Действительно, те, кто еще не повысил стоимость миль для держателей кобрендинговых карт банков с авиаперевозчиками, планируют это сделать — например, СМП-банк. По словам его вице-президента Елены Дворовых, в апреле банк намерен привести тарифы к рыночному уровню в рамках кобренда с бонусной программой "Аэрофлот бонус" крупнейшего на российском рынке авиаперевозчика. В пресс-службе Сбербанка, являющегося крупнейшим участником данной программы, сообщили, что также рассматривают возможность изменения условий начисления миль в ближайшие два-три месяца вслед за изменением условий по схожим проектам на рынке. "Основная причина, по которой мы не внедрили изменения вместе с конкурентами: ждали, когда курс стабилизируется. Сейчас мы понимаем, что резких колебаний далее не должно быть,— вопрос в техническом изменении тарифов",— пояснил директор управления банковских карт и рассчетно-кассовых услуг Сбербанка Ростислав Яныкин.
Повышение курса пересчета рублей в мили в разных банках разное. По словам начальника департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы (имеет кобренд с S7) Ивана Пяткова, сохранение прежних тарифов с учетом роста курса валют — прямой ущерб для банка, но при достижении определенных договоренностей с авиаперевозчиком можно сделать рост менее чувствительным для клиентов. "Как раз сейчас мы ведем такие переговоры, и думаю, новые тарифы появятся уже через пару недель",— рассказал он. Есть и банки, которые готовы сохранить тарифы по кобрендам. Такую позицию, в частности, занял Райффайзенбанк. По словам его члена правления Андрея Степаненко, банк не будет менять стоимость миль для клиентов в рамках кобрендов с Austrian Airlines: она останется на уровне 1 миля за 30 потраченных рублей. "У нас достаточно ресурсов, чтобы компенсировать нашим клиентам курсовую разницу и не снижать привлекательность проекта",— заявил он. Сами авиаперевозчики указывают, что пересмотр тарифов исключительно банковская инициатива. "Правила начисления миль за потраченные по кобрендинговым картам средства не едины,— сообщили в пресс-службе S7.— Поскольку кобрендинговая карта — это банковский продукт, именно банк устанавливает собственные условия как по начислению миль, так и по другим предоставляемым услугам".
Единственным крупным авиаперевозчиком, тарифы по кобрендам с которым, похоже, не будут пересматривать никакие банки-участники, оказалась компания "Трансаэро". Согласно информации на ее сайте, ее партнерами являются 11 банков, среди которых ВТБ 24, СПМ-банк, Газпромбанк и ряд других. Опрошенные "Ъ" банки-партнеры сообщили, что пересматривать тарифы не планируют, отказавшись от дальнейших комментариев. В неофициальной беседе банкиры рассказали, что договоры с "Трансаэро" составлены таким образом, что в них зафиксирована цена мили для конечного клиента: "Мы ведем переговоры, но пока конкретных результатов нет, и нам приходится сохранять тарифы, несмотря на ущерб". В "Трансаэро" комментировать взаимоотношения с банками в рамках кобрендинговых программ отказались, сославшись на то, что данные вопросы относятся к категории закрытой коммерческой информации.
Те банки, которые повысили клиентские тарифы по кобрендам с авиакомпаниями, могут столкнуться со снижением активности держателей карт в безналичных расчетах. Впрочем, радикальным оно не будет, считают эксперты. Сколько бы ни стоили мили — 30 или 60 руб., накопить на перелет, только расплачиваясь кобрендинговой картой, фактически невозможно. Так, для примера, за авиабилет Москва--Рим и обратно в рамках программы "Аэрофлот-бонус" придется заплатить 30 тыс. миль, Полет в Европу компанией S7 обойдется в 25 тыс. миль. "Основной источник получения миль — полеты рейсами авиаперевозчика, в программе которого участвует клиент. Кобренды — это возможность дополнительно увеличить количество накопленных через полеты миль, конечно, двукратный рост тарифов снижает привлекательность кобрендов, но лучше получить хоть какие-то мили за траты по карте, чем ничего",— уверен представитель московского подразделения Miles & More.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА