Коммерсант: Владельцев «ВИМ-Авиа» приняли в дело о банкротстве
Как стало известно "Ъ", уже в ближайшее время уголовное дело о преднамеренном банкротстве авиакомпании «ВИМ-Авиа» будет передано из Нижнего Новгорода в Москву для его объединения с делом о мошенничестве. В материалах обоих дел фигурируют одни и те же лица: собственники и топ-менеджеры авиакомпании. При этом сумма ущерба в банкротном деле уже превысила 4,7 млрд руб.
Уголовное дело о преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК, до шести лет заключения) возбудило Приволжское следственное управление на транспорте СКР, расположенное в Нижнем Новгороде. В его основу легли материалы проверки, проведенной Приволжской транспортной прокуратурой в авиаперевозчике, зарегистрированном в Татарстане.
Поводом для мероприятия послужили «многочисленные нарушения прав пассажиров, вызванные задержками авиарейсов, а также трудовых прав работников» самой авиакомпании. Как установил надзор, а затем и следствие, топ-менеджеры и собственники «ВИМ-Авиа», понимая, что авиакомпания находится в нестабильном финансово-экономическом состоянии, тем не менее заключали в 2016 и 2017 годах явно невыгодные для предприятия сделки, в том числе направленные на вывод активов за рубеж. При этом активы оказывались у аффилированных с ними юрлиц. Так, в ряде договоров, заключенных «ВИМ-Авиа» с иностранными, в том числе офшорными, компаниями, не указывалась точная цена сделок, в результате чего выплаченные данным контрагентам суммы многократно увеличивались.
В свою очередь, эти контракты, повлекшие «огромные», но еще до конца не подсчитанные финансовые затраты, привели к тому, что «ВИМ-Авиа» не смогла обслуживать ранее полученные в банках кредиты, договора лизинга воздушных судов и проч. В дальнейшем, чтобы создать благоприятные условия для оценки финансового состояния авиакомпании перед новыми кредиторами и уполномоченными государственными органами, гендиректор и собственники «ВИМ-Авиа» поручили работникам своей бухгалтерии внести изменения в показатели отчетности. Высокие показатели кредиторской задолженности в ней скрывались, а прибыль, хотя и небольшая, вместо огромных убытков показывалась за счет выручки от продажи билетов на рейсы, которые еще не были осуществлены.
По подсчетам участников проверки и расследования, неправомерные действия руководства и владельцев «ВИМ-Авиа» привели к возникновению на начало этого месяца задолженности перед лизингодателями, банками, а также десятком туристических компаний, которым не были возвращены депозиты за неиспользованные чартерные перевозки, на сумму более 4,7 млрд руб. При этом оказалось, что более половины имущества авиакомпании на общую сумму 2,2 млрд руб. находится в залоге у кредиторов.
По данным СПАРК, выручка авиакомпании в 2016 году составила 17,1 млрд руб., чистая прибыль — 89 млн руб. Объем займов и кредитов — 5,8 млрд руб., кредиторская задолженность — 3,1 млрд руб.
Действия топ-менеджеров и владельцев «ВИМ-Авиа», посчитал надзор, привели к фактическому банкротству авиакомпании. Обычно расследования по ст. 196 УК начинаются, когда компании уже признаются банкротами по решениям арбитражных судов. Однако в случае с авиаперевозчиком прокуроры решили, что событие преступления уже состоялось, поэтому передали материалы в следственный орган. Возбудив уголовное дело по факту преднамеренного банкротства, Приволжское следственное управление на транспорте СКР направило соответствующее постановление в надзорный орган, и тот с выводами следствия согласился.
Предполагается, что в ближайшее время материалы расследования будут направлены в Москву в Главное следственное управление СКР для соединения с уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). Обвиняемыми по нему проходят гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева (они были отправлены судом под домашние аресты, которые обжаловать не стали). Вместе со скрывшимися за границу собственниками авиакомпании супругами Рашидом и Светланой Мурсекаевыми им инкриминируется хищение более 1 млн руб., вырученных за билеты на рейсы, которые не были выполнены в связи с вовремя не оплаченными поставками топлива. Все эти лица фигурируют и в деле о преднамеренном банкротстве.
При этом следует отметить, что искаженная бухгалтерская отчетность была и у авиакомпании «Трансаэро», прекратившей полеты в 2015 году из-за накопившейся задолженности около 300 млрд руб. В отчетности за 2014 год по МСФО аудитор РСМ «Русь» пересмотрел финансовые результаты перевозчика начиная с 2012 года. В результате выяснилось, что авиакомпания терпела убытки три года подряд. Положительный капитал удалось поддержать за счет оценки бренда в 59,1 млрд руб. из общей стоимости нематериальных активов в 61,4 млрд руб. После того как «Трансаэро» перестала оценивать бренд в 59 млрд руб., ее капитал по МСФО стал отрицательным — минус 52,6 млрд руб. на конец первого полугодия 2015 года и минус 54,4 млрд руб. на конец 2014 года. В отношении руководства «Трансаэро» столичная полиция возбудила уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК, а с расследованием преднамеренного банкротства компании по разным причинам возникли проблемы.
Николай СЕРГЕЕВ, Елизавета КУЗНЕЦОВА