Коммерсант: Выплаты ОСАГО стали крупнее, но реже

Средняя выплата в обязательном страховании автогражданской ответственности за девять месяцев 2016 года выросла на рекордные за всю историю "автогражданки" 42% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Как следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА), размер средней выплаты в стране составил 66,1 тыс. руб. При этом средняя премия составила 6 тыс. руб. (рост на 13%). Впрочем, по итогам девяти месяцев страховщики стали платить больше, но реже — количество урегулированных случаев снизилось с 1,9 млн до 1,8 млн.

В сентябре страховщики ОСАГО в среднем выплачивали 76,1 тыс. руб. по каждому страховому случаю (рост на 32% год к году), собирая с автовладельцев по 6,1 тыс. руб. (рост на 2%). "Средняя премия в автогражданке практически не растет,— беспокоится президент РСА Игорь Юргенс.— Рассчитываем, что рост вообще сойдет на нет до конца этого года". В целом 81 страховщик ОСАГО собрал по итогам трех кварталов 174,7 млрд руб. (рост на 12%), а выплатили 116,7 млрд руб. (рост на 35%).

В компаниях уверяют, что в ряде регионов вышли на пик убыточности ОСАГО. Отчасти поэтому лидер рынка — "Росгосстрах" — снизил долю присутствия в ОСАГО на 22,7%, до 42,2 млрд руб. сборов. Компании ожидают, что ситуация выровняется после принятия депутатами этой осенью блока поправок в ОСАГО о замене денежной выплаты ремонтными работами. За счет этого, как говорит Игорь Юргенс, без роста тарифа потребитель получит услугу лучшего качества, а страховщики — дополнительные возможности по противодействию мошенникам.

В ЦБ же считают, что стабилизирует ситуацию на рынке ОСАГО не только натуральное возмещение, но и создание института страхового омбудсмена. Поправки о нем также, по мнению регулятора, следует принять в осеннюю сессию. Рассмотрение споров по ОСАГО будет обязательным у омбудсмена для страховщиков. В первый год его работы затраты на содержание этого института ЦБ возьмет на себя, со второго — оплачивать обращения к омбудсмену будут уже страховщики. Запустить данный проект регулятор намерен с 1 июля 2017 года.

Пока же жалобы на страховщиков ОСАГО лидируют в общем списке обращений граждан в Банк России. По итогам второго квартала 2016 года доля жалоб на страховщиков в целом среди всех обращений составила 80%, из них 87% жалоб касались ОСАГО.

Татьяна ГРИШИНА

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.