Lenta.ru: Право на дефолт

Украине не хватает 15 миллиардов долларов на обслуживание долга в ближайшие 4 года. Именно такую сумму Россия в свое время хотела одолжить свергнутому президенту Януковичу. Успели дать только 3 миллиарда. Во вторник украинские парламентарии приняли закон о праве правительства объявить мораторий на долговые выплаты. Воспользуется ли им правительство, пока неизвестно. Что может предпринять Россия, если Украина и вправду решит объявить дефолт по ее займу?

Частник обойдется

Закон, принятый Верховной Радой Украины, дает правительству страны право не платить по своим долгам. Но не по всем, а только по тем, право истребования которых принадлежит частным кредиторам. Так оно безопаснее, рассуждают, по всей видимости, в Киеве. Ведь частники, в отличие от правительств других стран, не состоят учредителями в международных финансовых организациях, таких как МВФ или Всемирный банк, и не могут заблокировать их программы помощи «незалежной». С другой стороны, их намного больше, чем кредиторов из числа государств. И интересы у них разные. И на этом можно поиграть. Хотя, конечно, убедить после такого демарша других заимодавцев, что речь не идет о банкротстве страны, не удастся. Ведь дефолт — это любое одностороннее изменение условий погашения долгов без согласия кредиторов. И неважно, частные они или государственные.

На первый взгляд, российскому правительству в этой ситуации можно не волноваться. И выданные Украине в конце 2013 года из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 3 миллиарда долларов не пропадут. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что украинские власти рассматривают еврооблигации, выданные Россией режиму Януковича, именно как частный долг. Дескать, он брал, ему и отдавать.

Статус этих заимствований, оформленных в виде еврооблигаций Украины, и является сегодня одним из основных вопросов на переговорах, которые ведет Киев с МВФ. Если их признают частными, они подпадают под принятый закон. А если нет? Замминистра финансов России Сергей Сторчак, курирующий внешние долги России, настаивает на том, что долг перед Россией «не попадает в категорию задолженности перед частным сектором», так как официальный кредитор — государственный ФНБ.

Интересно, что МВФ в этом споре занял нейтральную позицию. Пресс-секретарь департамента внешних отношений фонда Уильям Мюррей пояснил в конце марта, что статус долга Украины перед Россией зависит от того, как должник и кредитор договорятся. На реструктуризацию Россия не соглашается. Не хочет уступать и Комитет частных кредиторов Украины, объединяющий владельцев ценных бумаг на 10 миллиардов долларов. Между тем реструктуризация долга на 15 миллиардов долларов — одно из условий для дальнейшего получения финансовой поддержки МВФ. Если Украине не удастся реструктурировать свою задолженность, помощь будет приостановлена.

Как раз накануне принятия Радой «дефолтного» закона к совести частных кредиторов воззвал бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс в своей статье в Financial Times. Он высказал мнение, что без финансовой поддержки международного сообщества реформы на Украине захлебнутся. Поэтому частные фонды должны пойти на реструктуризацию долга. Саммерс предупредил украинские власти, что они должны быть готовы объявить дефолт, если мировые кредиторы откажутся. И вот на следующий день после публикации статьи Рада принимает закон, направленный на то, чтобы сделать кредиторов более покладистыми. Очевидно, что на подготовку такого документа требуется продолжительное время, но последовательность событий весьма символична. И это закладывает мину замедленного действия под всю финансовую систему страны.

Предъявят все

Это для МВФ не все равно, частный долг или долг перед государством. А вот на практике получается, что, отказавшись платить по одним своим обязательствам, Украина может столкнуться с предъявлением к досрочному погашению всех своих бумаг. Как пояснил «Ленте.ру» источник в российском Минфине, в случае если Украина откажется погашать какой-либо из выпусков еврооблигаций (а именно в них выражен украинский долг), то наступит так называемый кросс-дефолт.

«Тогда к досрочному погашению могут быть предъявлены не только эти еврооблигации, но и все суверенные облигации Украины, обращающиеся на рынке», — сказал представитель Минфина. И напомнил, что именно в такой ситуации оказалась Аргентина, которая в 2001 году просрочила платеж по выпуску облигаций на 2 миллиарда. Сразу после этого кредиторы предъявили все выпуски аргентинских облигаций с гораздо более поздними сроками погашения. В результате дефолт пришлось объявить по 100-миллиардному долгу. У Аргентины дефолтный рейтинг до сих пор.

Понимает ли украинское правительство, чем ему грозит затеянная игра? Скорее всего, да. Но другого выхода у него, похоже, не осталось. Внешний долг Украины составляет сейчас 32 миллиарда 781,9 миллионов долларов. А в период с 1 ноября 2014 года по 1 ноября 2015 года правительству Украины, банкам и бизнесу необходимо погасить внешних долгов на сумму 58,5 миллиардов долларов. Эти долги состоят из краткосрочных кредитов до одного года, которые получили украинские банки и бизнес от зарубежных инвесторов, а также долгосрочные кредиты и облигации со сроком погашения в следующем году.

Критика оппозиции

Принятие закона Радой критикуют оппозиционные украинские эксперты. Например, Виктор Суслов, занимавший пост министра экономики Украины в 1997-1998 годах, утверждает, что это не соответствует мировой практике. «Сам факт такого закона — очень плохой признак, это фактически последний шаг перед дефолтом, это подготовка к дефолту», — сказал экс-министр агентству РИА Новости.

Экономист Александр Охрименко отмечает, что министр финансов Украины Наталья Яресько провалила переговоры по реструктуризации, и это делает неизбежным скорое объявление дефолта. «Он (премьер-министр Арсений Яценюк — прим. «Ленты.ру») понимает, что реструктуризацию полностью завалили, что надо объявлять дефолт», — сообщил эксперт.

При этом специалисты отмечают, что украинское правительство имеет право объявить дефолт и без этого закона. По их мнению, Яценюк инициировал принятие закона для того, чтобы снять с себя ответственность и переложить ее на парламент.

Однако есть и более правдоподобная версия. Объявление дефолта правительством — совсем не то, чего на самом деле добивается украинский премьер. Ему нужен не дефолт, а тот эффект, который произведет на кредиторов угроза дефолта. А принятие закона именно этот эффект и обеспечивает.

Однако объявление дефолта Украиной подрывает доверие к ее экономике не только у ее населения, но и у инвесторов. А оно и так не слишком высокое. «ВВП Украины на душу населения сохраняется на уровне ниже 1989 года и составляет 10 процентов от среднего показателя по ЕС после двадцати лет переходного периода», — отмечается в отчете Мирового банка «Украина: возможности и вызовы для развития частного сектора». Несмотря на аналогичные исходные данные, уровень доходов в Польше и Украине расходится почти в 4 раза — не в пользу Украины. А новый закон эту ситуацию только консервирует.

Григорий КОГАН