Новые известия: Священные коровы выживут за счет дойных

Владимир Путин поручил правительству России обеспечить сокращение расходов федерального бюджета в 2015–2017 годах ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат. Необходимость затягивать пояса возникла в связи с западными санкциями, подешевевшей нефтью, ожидающейся рецессией российской экономики. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, наиболее неэффективной статьей расходов сейчас является оборонка, поглощающая огромные бюджетные средства. Однако, начать сокращение с «силовых» статей власти, похоже, не готовы. Следовательно, на повестку дня может встать дальнейшее урезание социальных расходов.

Резерв для экономии «лежит буквально на поверхности», считает президент, – это строительство за государственный счет. Госсредства нередко вкладываются в возведение помпезных зданий или реализацию типовых проектов, но сметы на них различаются в разы даже в соседних регионах. Еще одна проблемная сфера, по мнению президента – оборонный заказ. Неэффективные траты и хищение средств в ней Владимир Путин предложил считать «прямым ударом по национальной безопасности» и сравнил с терроризмом. Также предлагается изменить систему премирования в госкомпаниях. Бонусы руководителям будут выплачивать только с «учетом ключевых показателей эффективности их деятельности, исходя из необходимости снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2–3% ежегодно».

Однако, по мнению экспертов, все эти, безусловно, разумные меры вряд ли смогут компенсировать ту брешь в доходах бюджета, которую пробили рухнувшие нефтяные котировки и санкции. С июля нефть марки Brent, по которой рассчитывается и цена российской марки Urals, подешевела на 20%. Стоимость «черного золота» опустилась ниже психологически значимой отметки в 80 долларов за баррель. Бюджет несет огромные потери в связи с падением цен на нефть и санкциями – до 2 трлн. рублей в ближайшие два года. В этой связи придется либо резать какие-то бюджетные статьи, либо занимать. Однако внешние рынки для нас фактически закрыты.

Как бы то ни было, для того чтобы определиться, какие расходы в бюджете можно сократить, премьер Дмитрий Медведев создал комиссию по оптимизации бюджетных расходов под председательством своего первого зама Игоря Шувалова. Цель создания комиссии, как объяснили в правительстве, состоит в подготовке предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Судя по всему, «священных коров» – оборонку и силовой блок при этом власти трогать не планируют: очевидно, сложная геополитическая обстановка не располагает. Следовательно, опасаются эксперты, велика вероятность того, что ударят по социальным статьям – образованию и здравоохранению, хотя по сути именно они создают человеческий капитал и обеспечивают перспективы для роста всей экономики.

Заметим, что еще в октябре министр финансов Антон Силуанов просил российское руководство реалистично оценивать возможности бюджета, планируя очередное повышение расходов на оборону, и даже говорил о необходимости их снижения. «Сейчас мы себе просто не можем такого позволить и будем вместе с министерством обороны отрабатывать вопрос о том, чтобы определить расходы, которые бюджет может профинансировать», – отметил глава финансового ведомства.

Тем не менее, согласно уже утвержденному бюджету, расходы на оборону в 2015 году в сравнении с 2014 годом вырастут сразу на 33% – с 2,471 трлн. рублей до 3,287 трлн. В следующем году они составят 21,2% от всех расходов, то есть более одной пятой. Между тем социальные расходы уже и так сократились. Если в 2014 году расходы на здравоохранение составили 535,7 млрд. руб., то в 2015-м министерство здравоохранения получит только 421,4 млрд. руб. Урезаны и расходы на образование. В 2015 году ведомство Дмитрия Ливанова получит всего 611,2 млрд. руб., что на 6% меньше по сравнению с расходами на образование в 2014 году (649,8 млрд.).

Так какие же расходы пускать «под нож» в соответствии с поручением президента? «Экономическую эффективность расходов на оборону никто не просчитывал. Хотя бы потому, что полностью отсутствует гражданский контроль в этой сфере», – сказал «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. По словам эксперта, никто, к примеру, не объясняет, зачем у нас ведется разработка пяти типов стратегических ракет, хотя даже США могут позволить себе заниматься разработкой только двух. «Никаким локомотивом развития «оборонка» стать не в состоянии. Она лишь оттягивает средства из других отраслей, способных обеспечить застопорившееся экономическое развитие страны», – утверждает эксперт.

Сергей ПУТИЛОВ