Новые известия: Тариф «Заоблачный»

В России с 12 апреля начали действовать новые тарифы по ОСАГО. Страховое лобби добилось своего: в среднем полис для автовладельца подорожает примерно на 40%. Кроме того, расширен в 4 раза – с 5% до 20% – тарифный «коридор», в рамках которого страховщики ОСАГО получили свободу определения тарифных значений для своих компаний. Тарифы были скорректированы Банком России после вступления в силу с 1 апреля этого года положений закона об ОСАГО о повышении лимита выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. По мысли регулятора, введение в действие новых тарифов ОСАГО призвано смягчить кризис в страховой отрасли, вызванный обрушением рубля и подорожанием импортных запчастей, а также достичь баланса интересов страховщиков и страхователей. Однако независимым экспертам повышение тарифов скорее напоминает крыловскую басню про волка и ягненка, где у сильного всегда бессильный виноват.

С 12 апреля стоимость полиса составит от 3 432 до 4 118 рублей. До сих пор она находилась в диапазоне 2 440 – 2 574 рублей. При этом в 4 раза – до 20% – расширяется тарифный коридор, в рамках которого страховщики смогут конкурировать и устанавливать свою окончательную стоимость полиса ОСАГО. Центробанк также повысил территориальные коэффициенты по ОСАГО на 11 территориях страны: в Ленинградской области, Дагестане, Забайкальском крае, Тыве, Ингушетии, Чеченской Республике, Еврейской автономной области, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и на Байконуре. Рост стоимости полиса ОСАГО особенно сильно ударит по молодым водителям, к которым применены повышающие коэффициенты, увеличивающие стоимость страховки более чем в 1,5 раза. Это относится как к водителям со стажем менее 3 лет, так и к тем, чей возраст составляет менее 22 лет.

Страховщики, «задетые за живое» повышением выплат за ущерб жизни и здоровью, в сочетании с возросшей стоимостью ремонта иномарок уверяют, что повышение тарифов пойдет всем лишь на пользу. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), увеличение общего объема выплат за вред жизни и здоровью, согласно новому закону об ОСАГО, вступившему в силу с 1 апреля, может достичь 40 млрд. рублей в год, в то время как сегодня этот показатель, по расчетам экспертов, составляет менее 2 млрд. рублей.

Комментируя вступление в силу новых тарифов, президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс рисует весьма радужные картины: «В основе повышения тарифов в ОСАГО лежит серьезная модернизация ОСАГО, повышение качества предоставляемой услуги». Кроме того, до недавнего времени норма, связанная с выплатами по жизни и здоровью, работала не в полном объеме, отмечает президент РСА. «Теперь люди, пострадавшие в ДТП, получат адекватное возмещение по упрощенной процедуре», – сказал «НИ» г-н Юргенс.

В то же время миллионы автовладельцев убеждены, что повышение тарифов является не чем иным, как плохо замаскированным грабежом, не имеющим к тому же законных оснований. Такую точку зрения отстаивал в разговоре с «НИ» Виктор Похмелкин, председатель общероссийского Движения автомобилистов России, экс-депутат Государственной думы. «Для повышения базовой ставки нет правовых оснований. Статья 8 Закона об ОСАГО предполагает, что 80% денег, собранных с автовладельцев, должны тратиться на выплаты при наступлении страховых случаев. Однако наши страховщики тратят не более 60% по итогам прошлого года, – сообщил эксперт. – Разумеется, автовладельцы, особенно столкнувшиеся с проблемами при получении причитающихся им выплат, считают это несправедливым. При этом страховые компании требуют еще увеличить поборы, и власти идут у них на поводу. Проблемы страховщиков предлагается решать за счет автовладельцев».

Действительно, если смотреть на международные стандарты, то российские страховщики, мягко говоря, им не соответствуют. «В Европе считается, что если в страховой компании выплаты по страховым случаям составляют менее 70% от сборов, то эта фирма мошенничает. Среди страховых компаний России среднее значение выплат по ОСАГО превышает половину от суммы сборов и составляет 60%. Таким образом, по сравнению с европейскими компаниями российские живут достаточно комфортно, сохраняя у себя на ведение бизнеса и прибыль в среднем около 40%. И еще при этом требуют и дальше повышать поборы», – сказал «НИ» директор инвестиционной компании «AGT инвест» Дмитрий Нужденый.

По мнению экспертов, то, что с автовладельцев сдирают три шкуры на ОСАГО, приведет к дальнейшему развитию «теневого рынка» полисов – когда используются схемы покупки бланков ОСАГО без заключения договора страхования. Инспектору в результате показывается абсолютно легальный бланк ОСАГО, но если вы виноваты в ДТП, то никто пострадавшему водителю ущерб не возместит. Такие бланки продаются некоторыми ловкачами – страховыми агентами, причем цена их начинается от 1000 рублей. Сейчас этот рынок имеет шансы стать массовым. Многие автолюбители знают, что пользы от ОСАГО никакой, а потерпевший все равно обречен на бесконечное «хождение по мукам», чтобы получить возмещение. Судиться же с человеком, у которого нет полиса, станет не каждый, поскольку на это нужно потратить кучу времени и нервов. Да еще и без гарантии успеха.

«Проиграть от пересмотра тарифов могут и сами страховщики: в связи с ростом стоимости полисов увеличится вероятность мошенничества в данной области. В крупных городах популярность фальшивых полисов ОСАГО в последние годы снижается, однако в регионах после повышения ставок можно ожидать увеличения уровня мошенничества, связанного с продажей липовых документов», – предположил в беседе с «НИ» первый вице-президент группы компаний «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов.

Впрочем, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова не согласилась с таким мнением: «Стоимость поддельного бланка ОСАГО может составлять тысячу рублей и выше, в зависимости от жадности мошенников. Но кроме того, что в случае аварии автомобилисту с «левым» полисом придется оплачивать ремонт самостоятельно, он рискует попасть под уголовную ответственность по статье 327 УК РФ за использование подложного документа. Это означает, что судом может быть избран как штраф, так и обязательные или исправительные работы или даже арест сроком до 6 месяцев. Это, по идее, должно отпугнуть добропорядочных автомобилистов от нарушения законодательства», – сказала она «НИ».

Понять страховщиков тоже можно. Страховые компании в первую очередь задумываются о сохранении своего бизнеса, позиций на рынке. Курсовая разница, особенно в 3–4-м квартале 2014 года и 1-м квартале 2015 года, нанесла ощутимый ущерб их бизнесу, если учесть, что все комплектующие и детали для автотранспорта поставляются из-за рубежа и оплачиваются за валюту. И теперь, несмотря на тот факт, что рубль постепенно возвращает свои позиции, страховщики пытаются разработать стратегию, при которой они смогут заметно сократить свою зависимость от скачков валюты в будущем. Однако, прежде чем взимать повышенные поборы с автолюбителей, не мешало бы сначала навести порядок в самом страховом бизнесе – с тем чтобы он исполнял свои оплаченные немалой ценой функции добросовестно и в полном объеме.

«Ладно бы страховщики добросовестно исполняли свои обязательства. Стремясь извлечь максимальную прибыль, они нередко отказывают в выплатах. В оправдание повышения они говорят: столько аварий, цены на запчасти растут. Но вместо справедливого решения этого спора между автовладельцами и страховщиками у нас действует абсурдная схема. По закону суммы выплат устанавливает Госдума. А стоимость полиса – Центробанк. У нас же закон оказался нарушен», – сказал «НИ» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. По мнению эксперта, после повышения базового тарифа ОСАГО станет непосильным бременем для многих автолюбителей. «Необходимо добиваться, чтобы страхование было добровольным. Потому что сейчас, притом что тарифы задрали до неба, через полгода ожидается их очередное повышение», – сообщил г-н Ольшанский.

Сергей ПУТИЛОВ