Опрос показал увеличение доступности кредитов для малого бизнеса

В марте деловая активность в сегменте малого и среднего бизнеса снизилась до 45 пунктов против 49,6 пунктов в феврале, следует из расчета индекса RSBI в ежеквартальном исследовании Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research (есть у РБК). Снижение активности началось после незначительного оживления в январе, когда индекс достиг 51,4 пункта.

Опросы для индекса RSBI проводятся каждый месяц, а результаты исследования публикуются раз в квартал. В марте в исследовании участвовали владельцы и топ-менеджеры 1619 предприятий во всех 85 регионах России. Значение индекса выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже — снижение.

Единственная составляющая индекса, которая выросла по итогам первого квартала, — это доступность финансирования: в течение всех трех месяцев уровень показателя превышал 50 пунктов, а удовлетворенный спрос малых и средних предприятий на кредиты в среднем на 8 п.п. превышал количество отказов. В январе индекс доступности финансирования составлял 54,1 пункта, в феврале — 53,6, а в марте вырос — до 54,3 пункта. В то же время больше половины опрошенных компаний не пыталась в этот период взять кредит.

Наибольший вклад в снижение активности МСБ внесло падение продаж ниже 40 пунктов в среднем и малом бизнесе и ниже 30 пунктов в микробизнесе. «Очевидно, что на этот показатель, в первую очередь, повлияло резкое падение курса рубля, которое пришлось как раз на начало марта и уже ставшее очевидным — влияние пандемии», — отмечается в исследовании.

Выручка начала падать уже в феврале. Если в январе рост выручки отмечали 22% участников опроса, то в феврале — уже 14%, а свыше половины компаний (54%) сообщили о сокращении выручки. Лишь у 7% участников опроса в марте выросла выручка, у половины (52%) — упала. Рост выручки в ближайшие три месяца прогнозируют 19% опрошенных, 51% ожидают спад.

Снижение деловой активности уже в феврале до карантина выглядит «удивительным», прокомментировал член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин. Единственное — уже в феврале выпадающие доходы из-за эпидемии в Китае первыми ощутил туристический и гостиничный бизнес, отметил он.

Ожидаемые увольнения

  • Пик сокращений в малом и среднем бизнесе в I квартале пришелся на февраль, когда доля компаний, снижавших численность персонала, выросла до 23%. В марте она, наоборот, упала до 15%, вернувшись почти к январскому уровню в 14%;
  • Втрое сократилась доля компаний, увеличивших штат: в январе таких фирм было 16%, в феврале 10%, в марте лишь 6%;
  • Доля компаний, которые планирует нанять новых сотрудников, упала более чем вдвое: с 22% в январе до 9% в марте.

Сокращения начались уже в феврале до карантина, потому что традиционно в начале года многие компании обновляют штат, так как после праздников многие решают сменить место работы, пояснил управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. В 2020 году малый и средний бизнес сократится минимум на 30-50%, что напрямую отразится на сокращении работников, подчеркивает глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин. По его словам, выручка у многих упала на 50-90%, «а в некоторых случаях и до нуля», поэтому они не смогут сохранить свои кадры — «им просто нечем платить».

Работники предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, самые незащищенные, отмечает основательница рекрутингового агентства «Лаборатория карьеры» Алена Владимирская. «Малый бизнес традиционно работает в серую, платя зарплаты «в конвертах», иногда — по договорам ГПХ (гражданско-правового характера). Легальные (трудовые) отношения с сотрудниками минимальны, и люди рискуют в один «прекрасный» момент оказаться без работы и пособий», — констатировала Владимирская.

Ольга АГЕЕВА