РБК: Банки многократно нарастили доходы за счет малого бизнеса в кризис

Банки за последние два с половиной года многократно увеличили комиссионные доходы от обслуживания малого и среднего бизнеса. Больше двух третей новых клиентов, готовых оплачивать расчетные счета и другие операции, пришли к ним из регионов.

Российские банки с начала кризиса начали быстро наращивать клиентскую базу за счет малого и среднего бизнеса (МСБ). Параллельно с этим активно росли и их комиссионные доходы за расчетно-кассовое обслуживание, рассказали РБК представители кредитных организаций, наиболее активно работающих с предпринимателями. Банки ищут новые источники дохода из-за снижения маржи в других сегментах, считают эксперты.

В Райффайзенбанке с 2014 года к октябрю 2016-го число клиентов банка в малом бизнесе выросло с 51 тыс. до 80 тыс. Львиная доля новой клиентуры (75%) живет не в столице. Как рассказал руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер, комиссионный доход в последние два с половиной года рос пропорционально базе клиентов — примерно на 40–50% в год.

Доля комиссионного дохода увеличивалась стабильно и активно именно в сегменте малого бизнеса: предприниматели начинают чаще пользоваться мобильным банком, СМС-банкингом, расчетными картами. «На один открытый счет приходится почти два дополнительных продукта. Это рекордный показатель. Только в 2016 году мы открыли более 50 тыс. счетов новым клиентам», — уточняет банкир. В итоге доля комиссионного дохода от обслуживания этого сегмента — 50%, а у физлиц — 30–40%, говорит Зильбер.

Директор по малому бизнесу банка «Открытие» Лариса Швецова рассказывает, что комиссионный доход банка за семь месяцев 2016 года вырос на 78% в сравнении с 2015 годом, или более чем в два раза в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. По ее словам, за последние два с половиной года число активных клиентов МСБ увеличилось в банке в три раза.

Такой резкий рост числа клиентов МСБ и доходов от их обслуживания связан с началом масштабного отзыва лицензий Банком России, считает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. «Бизнес, особенно региональный, начал искать кредитные организации, в которых он может обслуживаться, а большие и средние игроки удовлетворили этот спрос и теперь решают задачи по росту собственных доходов», — говорит он.

Банки в кризисных условиях — скачка процентных ставок и ухудшения качества заемщиков — действительно повысили свое внимание к генерации комиссионных доходов, говорит аналитик БКС Ольга Найденова. Впрочем, по ее мнению, это связано с ростом качества и объема предоставляемых услуг во всем банковском обслуживании. «Представьте себе условия для банков в 2015 году. Что им еще делать? Повышать доходы там, где их можно повысить», — констатирует она.

Стратегия банков — в наращивании более стабильных комиссионных доходов в структуре финансового результата, говорит Кирилл Лукашук, руководитель группы банковских рейтингов АКРА. «Во многом банки подтолкнуло к этому резкое сжатие чистой процентной маржи после кризиса декабря 2014 года», — соглашается он. Большое количество клиентов банков получается охватывать и благодаря стремительному росту технологичности работы с ними: она сводит операционные риски к минимуму, добавляет эксперт.

После начала массового отзыва лицензий ЦБ и падения прибыли на малый и средний бизнес обратили внимание игроки, для которых внимание к этому сегменту было несвойственно. Так, Тинькофф Банк вышел на рынок МСБ в 2015 году. Заявки на обслуживание МСБ банк начал принимать в середине 2015 года, активно привлекать клиентов — с начала 2016-го, рассказывает директор Тинькофф Бизнес Федор Бухаров. «Сейчас банк принимает несколько тысяч новых заявок в день, при этом доля пользователей сервиса для бизнеса из Москвы и Санкт-Петербурга не превышает 30%», — говорит Бухаров.

Появились и банки, которые вообще решили построить всю свою стратегию на работе с малым и средним бизнесом. Так, Модульбанк, запущенный в пик кризиса, в конце 2014 года, именно как сервис для малого бизнеса, около 80% всех своих комиссионных доходов получает от обслуживания расчетных счетов МСБ, говорит совладелец и заместитель председателя правления банка Олег Лагута. Еще 10% приходится на валютные операции, включая обмен валюты, 5% приносят небанковские услуги — бухгалтер, юрист и бизнес-ассистент. Доля клиентов из регионов у Модульбанка — 70%, добавляет он.

Годовое обслуживание МСБ начинается в российских банках с нескольких тысяч рублей, а заканчивается суммой выше миллиона, следует из свежего отчета Business Banking Fees Rank агентства Markswebb (исследование проводилось по московским филиалам крупнейших банков по обороту средств на счетах ИП). Дешевле всего обойдется обслуживание условного предпринимателя-фрилансера — 2 тыс. руб. Такой тариф предлагает Модульбанк, цена для того же типа бизнеса в Запсибкомбанке находится уже на отметке 38,2 тыс. руб., говорится в исследовании. Тарифы для небольшого розничного магазина намного выше: банк «Точка» (позиционируется как интернет-банк для предпринимателей ФК «Открытие») предлагает обслуживание за 597 тыс. руб. в год, ЮниКредит Банк — за 1,25 млн руб., следует из отчета.

Оценить рост стоимости расчетно-кассового обслуживания с 2014 года сложно, потому что сильно изменились сами тарифные планы. Конкуренция растет, и банки вынуждены искать все более «вкусные» предложения для своих клиентов, говорит руководитель направления «Сервисы для банков» компании СКБ Контур Ольга Смирнова.
Увеличивать доходы банки собираются за счет повышения качества обслуживания набранных клиентов. Так, представители Райффайзенбанка и банка «Открытие» заявили, что будут развивать дистанционное обслуживание для МСБ.

Роман МАРКЕЛОВ