РБК: Число желающих взять автокредит сократилось за год в два раза
Желающих взять кредит на покупку автомобиля стало в два раза меньше, показал опрос НАФИ. Возможность взять кредит рассматривают только 25% россиян, участвовавших в исследовании.
Авто за свои
По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года, 83% граждан не рассматривают покупку нового автомобиля. Только 14% россиян планируют купить автомобиль в обозримом будущем, причем пробрести машину в течение ближайшего года намерены только 4% опрошенных.
Среди тех, кто планирует покупку автомобиля, большая часть (60%) рассчитывает на собственные средства или на помощь друзей и знакомых. А вот доля россиян, готовых взять на покупку автомобиля кредит в банке, стала значительно меньше, чем в 2014 году. Если в прошлом году возможность получения автокредита рассматривали 58% респондентов, то сейчас их доля упала до 25%. При этом в 2014 году на собственные финансовые ресурсы рассчитывали только 27% граждан, и только 5% были готовы взять в долг у друзей и родственников.
Как отмечается в исследовании НАФИ, процент желающих обойтись своими силами велик, чаще всего это граждане в возрасте 35–44 лет. Для этих людей чаще характерен и более высокий уровень образования.
Пользоваться услугами банков будущие автовладельцы не хотят по разным причинам. Около четверти опрошенных сказали, что не готовы переплачивать за покупку из-за высокой процентной ставки. По данным ассоциации российских автодилеров (РОАД), в январе 2015 года средняя ставка по автокредитам составляла 23%. Об этом глава ассоциации Владимир Моженков сообщал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. РОАД привела данные, согласно которым продажи автомобилей в кредит в январе упали до 8% по сравнению с 35% годом ранее.
Спрос на автокредиты упал из-за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из-за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.
Данные опроса, проведенного НАФИ, подтверждают причины снижения продаж автомобилей. Около 20% респондентов заявили, что не готовы покупать автомобиль, поскольку у них нет уверенности в будущем, еще 20% опрошенных сообщили, что их доходов не хватает для выплат по кредиту.
В ожидании льгот
Банкиры готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. «Сейчас некоторые банки временно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование», — отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. Как полагает Зиновьев, снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам.
Аналитик S&P Роман Рыбалкин отметил, что рынок автокредитования весьма специфичный. «По сути это розница со всеми ее рисками, например в виде роста просрочек из-за падения доходов населения, но с более низкой маржинальностью», — сказал Рыбалкин. Он считает, что для банков, возможно, за исключением специализированных автобанков, автокредитование, скорее всего, перестанет быть стратегическим направлением, хотя и будет присутствовать в линейке.
«В условиях ухудшения экономической ситуации, ожидания снижения реальных зарплат населения и роста безработицы банки будут наверняка стараться уменьшить объем риска на балансе», — говорит ведущий аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. По его оценкам, падение в сегменте автокредитования из-за снижения продаж новых автомобилей может достигать порядка 15%. «Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов», — добавил аналитик.
Поддержать рынок может программа льготного автокредитования правительства. Предварительно государство на нее выделит 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что будет стимулировать спрос на автокредиты. Директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев говорит, что спрос на автокредиты с начала года действительно снизился. «В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов», — считает банкир. По словам Матвеева, государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента.
Альберт КОШКАРОВ, Юлия ПОЛЯКОВА