РБК: Дилеры предложили ЦБ ограничить расчеты наличными при покупке автомобилей
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, представляет интересы более 3,4 тыс. дилеров) Олег Мосеев 17 января направил председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной предложения, как бороться с нелегальным оборотом наличных, в том числе на авторынке. Копия письма есть у РБК, его подлинность подтвердил операционный директор дивизиона автодилерской группы «Авилон» Александр Никонов.
Для автодилеров «крайне важно вести деятельность на прозрачном рынке в условиях честной конкуренции», пишет Мосеев. В частности, РОАД предлагает ограничить расчеты наличными с физическими лицами при покупке и продаже автомобилей по примеру юридических лиц. Сейчас, согласно указаниям ЦБ «Об осуществлении наличных расчетов», предельный размер суммы наличными при расчетах между юрлицами не должен превышать 100 тыс. руб.
В этом случае ассоциация предлагает снизить комиссию за эквайринг по банковским картам с 1,5–2 до 0,2–0,3%. «В настоящий момент стоимость эквайринга несет значительную денежную нагрузку на дилеров и зачастую равна марже на автомобиль», — пишет Мосеев. По его словам, снижение стоимости эквайринга станет «мощным стимулом» для увеличения доли безналичных платежей. «Применение таких условий к национальной системе «Мир» позволит получить существенное преимущество перед иностранными платежными системами», — указывает автор письма (оператор платежной системы «Мир» АО «НСПК» на 100% принадлежит ЦБ).
РБК направил запрос в ЦБ в пятницу, 18 января.
Сейчас многие дилеры, по сути, перекладывают расходы на эквайринг на покупателей. На это еще в мае 2018 года обращал внимание зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин: «Сейчас есть проблема с авторынком — я имею в виду продажу автомобилей: продается автомобиль за наличные деньги, а если по безналу, то 3–4% набрасывается сверху на цену машины, конечно, клиенту проще все снять со счета и, даже если он добропорядочный, принести в наличной форме». Он тогда отмечал, что ЦБ намерен провести переговоры с автодилерами по поводу максимального перевода покупок автомобилей в безналичную форму. В пятницу, 18 января, представитель ЦБ не ответил на запрос РБК.
«У многих дилеров есть комиссия при оплате покупки машины по карте, поэтому покупатели предпочитают приходить с наличными», — подтверждает источник в одном из автодилеров. Однако, по его словам, крупным игрокам удается договориться с банками о снижении платы за эквайринг.
«На данный момент мы с завистью смотрим на наших британских коллег, ставка по эквайрингу у которых от 0,2–0,55%. Сейчас при покупке автомобиля используется и эквайринг, и процессинг. Суммарно они дают от 1,45 до 1,65%, что может составлять весомую, а иногда и практически всю маржу дилера», — рассказывает Никонов. По его словам, высокие банковские ставки на обслуживание являются препятствием для развития не только безналичных, но и онлайн-продаж. К тому же увеличение доли безналичных платежей ускорит сроки реализации автомобилей дилерами, добавляет он. Сейчас на расчеты по банковским картам приходится лишь 10% от общего объема продаж «Авилона».
Представитель «Автоспеццентра» сообщил, что в компании расчет с покупателями возможен за наличные и по карте, а расчет с контрагентами — только по безналу. По его словам, полный переход на безналичные платежи невозможен и вряд ли устроит всех клиентов. «Хотя, конечно, безналичный расчет облегчил бы всем операционную деятельность», — добавил он.
Проблему высоких ставок эквайринга и их неравномерности для разных сегментов торговли ретейлеры обсуждают не первый год. В начале декабря 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак поручил ЦБ, Минфину и ФАС подготовить предложения о снижении комиссии при расчетах банковскими картами в магазинах. Представители бизнеса говорили, что объем безналичных оплат растет, но чрезмерно высокие комиссии этому мешают. Проблема комиссионного вознаграждения в первую очередь актуальна для non-food ретейлеров, где ставки за обслуживание операций выше, чем в продуктовом ретейле, говорил один из представителей.
Валерия КОМАРОВА
При участии: Екатерина ЛИТОВА