РБК: Лизингодатели оценили малый бизнес

Редакция партнерских проектов РБК+ подготовила выпуск «Лизинг». По данной теме опубликовано три материала.

Производная от экономики

Увеличение числа лизинговых контрактов свидетельствует об увеличении активности со стороны предприятий и росте инвестиций. Впрочем, по словам экспертов, отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов.

Признаки роста

По мнению экспертов, на российском рынке лизинга наметился устойчивый рост. Как говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), за девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса увеличился на 17% и достиг 450 млрд руб. Только в третьем квартале 2016 года стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд руб. (год назад данный показатель составлял 140 млрд руб.). Это позволяет участникам рынка надеяться на рост по итогам года. «Мы ожидаем прирост общего объема в пределах 8–10%, при этом экспортно ориентированные отрасли, в том числе нефть, газ, лесопереработка и химия, продолжают чувствовать себя комфортно за счет девальвации рубля и увеличения выручки», — говорит генеральный директор компании «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев. По его словам, в целом на лизинговом рынке ситуация лучше выглядит в тех отраслях, где присутствует активная господдержка, так как государство остается важнейшим актором в регулировании экономической активности. Более того, по величине портфеля, который равен около 3 трлн руб., лизинговый сегмент является вторым после банковского.

Помимо этого рост рынка объясняется эффектом низкой базы. В 2013–2015 годах объем лизингового бизнеса в России упал на 30%, в итоге в рэнкинге европейских лизинговых рынков отечественный опустился с пятого на 11-е место. Более того, в объеме российского ВВП доля лизингового бизнеса за 2015 год составила всего 1%, что на 0,3 процентного пункта ниже уровня 2014 года. Таким образом, российский рынок оказался сопоставим с такими странами, как Испания, Турция или Италия, однако серьезно отстает от европейских лидеров — Франции, Германии и Великобритании, где лизинг занимает не менее 1,8% от ВВП. На позиции российского рынка в мировом рэнкинге оказала влияние девальвация рубля: по данным RAEX, только из-за падения курса российской валюты объем рынка лизинга в пересчете на евро сократился на 26%.

«Сейчас лизинговый рынок растет опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом и основными отраслями. Это может означать появление предпосылок к увеличению инвестиций в экономике, повышению деловой активности и преодоление дна кризиса с заделом на рост производства в 2017 году», — говорит аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман. По его словам, рынок поддерживают сокращение инфляции и связанное с этим падение ставок. «Можно предположить, что в целом сохранится тенденция к росту, хотя и с меньшими темпами — примерно 10% в 2017 году», — говорит Гойхман.

Новые лидеры

Самое удивительное, что в условиях кризиса лидерами по объему лизинговых договоров стали прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса: за девять месяцев они заключили контракты на 270 млрд руб., или 60% новых контрактов (см. статью на с. 2). При этом ключевую роль, по данным RAEX, сыграл автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%, тогда как раньше лидером рынка считался авиализинг. Это означает, что рынок толкают вперед прежде всего небольшие компании, заинтересованные в приобретении коммерческого транспорта, а не крупные авиаперевозчики. «Текущее состояние экономики вносит свои коррективы в работу компаний: волатильность курса рубля и банкротство крупного авиаперевозчика «Трансаэро» изменили саму структуру рынка. Лучше всего дела обстоят в секторах, которые получают поддержку от государства, в первую очередь это авторынок и сельское хозяйство», — говорит региональный директор инвестиционной сети eToro в России и СНГ Павел Салас. При этом хуже всех себя чувствует сегмент строительства, который заметно пострадал от падения покупательной способности населения и ослабления курса рубля. Более того, просевшими секторами Марк Гойхман называет лизинг оборудования для ЖКХ (сократился на 75,6%) и медицинской техники (падение на 29,9%), а также лизинг энергетического и полиграфического оборудования, объемы которых снизились на 48,1 и 41,6% соответственно. «В качестве примера направлений, в которых ситуация складывается хуже, можно назвать строительный сектор. Практика показывает, что реализация крупных инфраструктурных проектов часто сопровождалась банкротствами и финансовыми трудностями основных подрядчиков, за исключением небольшого количества игроков», — подтверждает Гурам Кудрявцев.

Перспективным становится лизинг не только автомобильного транспорта, но и железнодорожного. По словам Гурама Кудрявцева, этот сегмент выглядит достаточно привлекательно в перспективе ближайших двух-трех лет. Еще одной точкой роста эксперт называет сектор медицины, однако его развитию помогла бы отмена НДС по договорам лизинга. «Медицинские активы продаются без НДС, тогда как лизинг считается услугой и НДС облагается. Эта ситуация не позволяет увеличить финансирование в медицинском секторе», — говорит Гурам Кудрявцев.

Неоднозначный прогноз

Одной из главных проблем отрасли эксперты называют ухудшение качества активов, о котором свидетельствует объем реструктурированной задолженности. По оценкам RAEX, этот показатель вырос за год к октябрю 2016 года с 18 до 20%. Согласно результатам опроса, проведенного RAEX среди лизинговых компаний, второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. На втором месте — нехватка платежеспособных «качественных» клиентов, на третьем — недостаток у лизингодателей заемного финансирования. В такой ситуации на рынке по-прежнему продолжают доминировать крупные государственные компании, на которые приходится около половины всего рынка.

По прогнозам RAEX, объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд руб.: железнодорожный сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, а прочие сегменты суммарно увеличатся на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. «В следующем году вполне можно ожидать сохранения позитивной тенденции на лизинговом рынке в целом. Автолизинг, скорее всего, останется главным драйвером, хотя вероятно некоторое снижение активности ввиду истечения срока госпрограммы. Рост на сети РЖД может поддержать железнодорожный сегмент», — говорит главный аналитик брокерской компании Global FX Сергей Мельников. При этом, по его словам, лизинг строительной техники получит поддержку на фоне активной подготовки инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Алексей ЛОССАН

Лизингодатели оценили малый бизнес

Доля сегмента малого и среднего бизнеса в новых сделках на рынке лизинга в 2016 году достигла максимума за последние три года.

По данным совместного исследования рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») и Объединенной лизинговой ассоциации, на сегмент МСБ на лизинговом рынке за девять месяцев 2016 года пришлось около 60% нового бизнеса, или 270 млрд рублей. В 2015 году доля МСБ в сделках лизинга составляла 56%, в 2014-м — 47%, в 2013-м — лишь чуть более 30%. На фоне сжатия рынка в целом спрос малых и средних компаний на продукты лизинга оказался более устойчивым. Годом ранее аналитики объясняли этот феномен в том числе новыми критериями классификации предприятий сегмента МСБ. Порог выручки для малых и средних компаний был повышен вдвое, и сегмент вырос за счет средних компаний, которые ранее классифицировались как крупный бизнес.

Экспансия крупных компаний в сектор МСБ продолжится и в 2017 году. «Активное участие в рознице за январь—сентябрь 2016 года продемонстрировали лидеры рынка, компании из топ-20. В итоге доля крупных корпоративных клиентов в структуре нового бизнеса за это время снизилась до 38% — это минимальный показатель за последние пять лет», — отмечает младший директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов.

По данным RAEX, за год снизилась и средняя стоимость лизинговой сделки — с 6,5 млн до 6,2 млн руб. Крупные лизинговые компании активизировали региональные продажи, что также способствовало росту количества сделок с компаниями малого бизнеса — рост объемов нового бизнеса с МСБ в регионах за девять месяцев вырос на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Некоторые игроки, такие как «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-лизинг», сократили свое присутствие в Москве более чем на 70% по сравнению с 2015 годом. «После пиковой фазы кризиса мы видим, что сконцентрированность на столице продолжает снижаться, похожая тенденция была и в 2010–2011 годах», — говорит Руслан Коршунов.

Эксперты отмечают, что спрос на лизинг оборудования напрямую зависит от инвестиционной активности бизнеса. В третьем квартале 2016 года доля компаний МСБ, готовых инвестировать в развитие бизнеса собственные средства, существенно выросла. Такие данные приводят авторы ежеквартального исследования деловой активности малого и среднего бизнеса (проводит Промсвязьбанк и «Опора России») — Индекс Опоры RSBI. «Наращивать инвестиции сейчас готовы 15% предпринимателей, три месяца назад таких было на 4% меньше. При этом доля предпринимателей, сокращавших вложения в бизнес, осталась на уровне второго квартала и составляет 9%», — говорит вице-президент — управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. По его мнению, дальнейшее стимулирование лизинговых сделок для МСБ на государственном уровне способно поддержать инвестиционную активность в секторе.

Размер не имеет значения

В этот раз лизинговые компании, похоже, заинтересованы осваивать рынок МСБ в долгосрочной перспективе, — ключевые игроки не скрывают, что активно наращивают конкурентные преимущества по стоимости своих услуг, продуктам и технологиям оценки рисков.

Так, компания «Сбербанк Лизинг» во втором полугодии снизила авансы на отечественную сельхозтехнику и продлила сроки финансирования для клиентов сегмента МСБ, занятых в сельском хозяйстве. В рамках специальной программы для МСБ также упрощена процедура принятия решения по сделке и не запрашиваются финансовые документы заемщика. «Требования лизинговых компаний к представителям МСБ за последнее время стали более взвешенными. Откровенный демпинг, существовавший несколько лет назад в лизинговой отрасли, сменился рациональным подходом. Финансовые организации формируют качественный портфель, что позволяет постепенно вводить новые продукты и в целом улучшать условия для лизингополучателей», — говорит Вячеслав Спиров, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг».

Рост конкуренции за клиента отмечают и представители рынка, изначально специализирующиеся на работе с малым и средним бизнесом. «Большинство лизинговых операторов сегодня предлагают специальные продукты для МСБ. При этом лизинговые компании выбирают различные стратегии по минимизации рисков и сокращению издержек, связанных с возможным дефолтом лизингополучателя», — говорит Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга и развития «Carcade Лизинга». По ее словам, в условиях снижения доходности бизнеса и проблем с выполнением финансовых обязательств по договорам лизинга в 2014–2016 годах лизингодатели были вынуждены искать точки стабилизации и снижения финансовой нагрузки: переносить очередные платежи на будущие периоды, снижать размер ежемесячных платежей за счет изменения срока договора, вводить рассрочку. Этот опыт, по мнению участников рынка, дает некий запас прочности и позволяет расширить работу лизинговых компаний с сектором, традиционно считающимся более рискованным.

«Лизинговые компании адаптировались к рискам, научились работать с проблемными лизингополучателями и увеличили затраты на риск-менеджмент», — отмечает заместитель председателя правления МСП Банка Роман Капинос. Кроме того, по его словам, в 2016 году платежная дисциплина заемщиков из числа МСБ стала лучше, наметилась тенденция к сокращению случаев просрочки и реструктуризации платежей.

По оценкам лизингодателей, МСБ быстро реагирует на внешние изменения. Стабилизация в экономике и потребности бизнеса в новом транспорте и оборудовании определяют рост спроса на лизинг со стороны предпринимателей, небольших и средних компаний. Если существующая в стране инфраструктура поддержки будет улучшена, доля МСБ в сделках лизинга в течение нескольких лет может вырасти до 70–75%, прогнозируют лизингодатели.

Лошадиные силы

Эксперты сходятся во мнении, что рост доли МСБ в новых сделках лизинга в значительной мере обусловлен реализацией государством антикризисных мер по субсидированию лизинга в автомобильной отрасли (см. материал на с. 3), сельском хозяйстве и промышленности. Если раньше лидирующими сегментами рынка по объемам нового бизнеса были авиа— и железнодорожная техника, где малый и средний бизнес практически не представлен, то в 2016 году в лидеры вышли сегменты легкового и грузового транспорта, где доля МСБ существенно больше.

«Особенность автолизинга в том, что эта услуга востребована не только транспортными компаниями, но фактически всеми отраслями бизнеса. Автолизинговые продукты доступны компаниям со сроком работы от трех месяцев, приобрести автомобиль в лизинг возможно с первым платежом в размере 4% от стоимости», — приводят основные факторы успеха сегмента в «Carcade Лизинге».

Автомобили — высоколиквидное имущество, и лизингодатели охотнее идут на такие сделки, добавляют в «Сбербанк Лизинге».

Еще один сегмент, который поддерживает государство и который по этой причине имеет шансы вырасти, — лизинг оборудования. В ряде отраслей бизнес нуждается в перевооружении основных фондов, налаживании производства конкурентоспособных продуктов, говорит заместитель директора Фонда развития промышленности (ФРП) Михаил Макаров: «В декабре мы фактически перезапустили программу льготного лизинга, которая позволяет лизингополучателям финансировать до 27% от общей стоимости оборудования под уникальную ставку 1% годовых в рублях». По условиям программы минимальный бюджет проекта не может быть ниже 20 млн руб. В ФРП отмечают, что цель льготной программы — «раскачать» рынок лизинга промышленного оборудования.

Реформа как драйвер

Крупные игроки рынка лизинга связывают дальнейшее развитие бизнеса в секторе МСБ с реформой отрасли. Напомним, что в рамках запущенной Минфином и Центробанком программы реформирования отрасли предусматривается выделение лизинга в исключительный вид деятельности и перевод лизинговых компаний на учет и отчетность по международным стандартам (МСФО).

«Переход на МСФО для всех лизинговых компаний мы воспринимаем положительно. Учет в таком формате отражает экономическую сущность операций, позволяет кредиторам и инвесторам объективно видеть профиль и финансовый результат компании», — заявили в пресс-службе «ВТБ Лизинга».

Главным итогом реформирования рынка для МСБ и других категорий лизингополучателей должно стать снижение стоимости лизинга. Это произойдет за счет уменьшения стоимости кредитных ресурсов, которые лизинговые компании привлекают у банков для финансирования новых сделок лизинга», — отмечают в «Carcade Лизинге».

Юлия ГЛУХОВСКАЯ

Мотор рынка

В условиях кризиса в структуре и темпах роста разных сегментов лизинга четко проявляются отраслевые особенности: лидирующие позиции занимает автолизинг. Толчок рынку может дать новая программа господдержки.

В первом квартале 2017 года Минпромторг готов вернуться к поддержке автомобильного рынка, заявил 7 декабря журналистам глава ведомства Денис Мантуров. По его словам, речь идет как о trade-in, так и программах льготного лизинга коммерческого транспорта. «Скорее всего, мы продолжим программу уже в отработанном варианте, как это было в этом году и в прошлом году, — через программу утилизации и trade-in, через льготное кредитование и льготный автолизинг», — сказал министр. В бюджете денег на это пока не предусмотрено, однако государственная программа, по словам экспертов, серьезно помогла рынку автолизинга. Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, с 2014 года сегмент грузовых и легковых автомобилей остается крупнейшим по объему нового бизнеса на лизинговом рынке. По итогам девяти месяцев 2016 года доля автолизинга составила около 38% в объеме переданного в лизинг имущества, а в абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 171 млрд руб.

«Уверен, что программа поддержки лизинга на авторынке сохранится. По крайней мере, сейчас очень важно не прекращать начатое — лизинговые программы как никогда нужны в данный момент», — говорит доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Во-первых, по его словам, многие автопроизводители переходят от отверточной к промышленной сборке. Во-вторых, на рынке растут цены на комплектующие и конечную продукцию, в-третьих, инфраструктурное развитие регионов увеличивает спрос на автотранспорт. «Сохранение программ поддержки приведет к замедлению темпов падения авторынка и, возможно, его стабилизации, все зависит от тех лизинговых ставок и коммерческих условий лизинга, которые будут применены на рынке», — говорит Мартиросян.

Скорее всего, программа льготного лизинга автотранспорта будет как минимум частично сохранена, согласен советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. По его словам, программа коснется прежде всего отечественного автотранспорта, c наибольшей вероятностью — грузового и специализированного, поскольку именно его производители обладают максимальным лоббистским ресурсом. «Во вторую очередь решение сильно зависит от наличия средств в бюджете, программа затронет АвтоВАЗ. Остальным автопроизводителям рассчитывать на господдержку лизинга будет сложно», — считает эксперт.

В первом квартале 2017 года Минпромторг готов вернуться к поддержке автомобильного рынка, заявил 7 декабря журналистам глава ведомства Денис Мантуров. По его словам, речь идет как о trade-in, так и программах льготного лизинга коммерческого транспорта. «Скорее всего, мы продолжим программу уже в отработанном варианте, как это было в этом году и в прошлом году, — через программу утилизации и trade-in, через льготное кредитование и льготный автолизинг», — сказал министр. В бюджете денег на это пока не предусмотрено, однако государственная программа, по словам экспертов, серьезно помогла рынку автолизинга. Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX, с 2014 года сегмент грузовых и легковых автомобилей остается крупнейшим по объему нового бизнеса на лизинговом рынке. По итогам девяти месяцев 2016 года доля автолизинга составила около 38% в объеме переданного в лизинг имущества, а в абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 171 млрд руб.

«Уверен, что программа поддержки лизинга на авторынке сохранится. По крайней мере, сейчас очень важно не прекращать начатое — лизинговые программы как никогда нужны в данный момент», — говорит доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Во-первых, по его словам, многие автопроизводители переходят от отверточной к промышленной сборке. Во-вторых, на рынке растут цены на комплектующие и конечную продукцию, в-третьих, инфраструктурное развитие регионов увеличивает спрос на автотранспорт. «Сохранение программ поддержки приведет к замедлению темпов падения авторынка и, возможно, его стабилизации, все зависит от тех лизинговых ставок и коммерческих условий лизинга, которые будут применены на рынке», — говорит Мартиросян.

Скорее всего, программа льготного лизинга автотранспорта будет как минимум частично сохранена, согласен советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. По его словам, программа коснется прежде всего отечественного автотранспорта, c наибольшей вероятностью — грузового и специализированного, поскольку именно его производители обладают максимальным лоббистским ресурсом. «Во вторую очередь решение сильно зависит от наличия средств в бюджете, программа затронет АвтоВАЗ. Остальным автопроизводителям рассчитывать на господдержку лизинга будет сложно», — считает эксперт.

Результаты работы

По данным Минпромторга, с 1 января по 2 октября 2016 года в рамках трех программ стимулирования спроса, включая программу обновления парка, льготное автокредитование и льготный лизинг, было продано 516 тыс. различных транспортных средств. При этом в рамках программы льготного лизинга было заключено договоров на 30 тыс. единиц коммерческого транспорта, включая легкие коммерческие автомобили, грузовые автомобили и автобусы, на сумму свыше 50 млрд руб. При этом государство предоставило скидки на общую сумму 5 млрд руб., что соответствует выделенному лимиту по финансированию программы из федерального бюджета. Наиболее популярными стали коммерческие автомобили производства группы ГАЗ (41% продаж по программе) и КамАЗа (22% продаж).

Именно с продолжением программы эксперты связывают дальнейший рост автолизинга. «Несмотря на общий спад на авторынке, программы поддержки автопроизводителей и лизингополучателей позволили обеспечить дальнейший рост сегмента автолизинга. Данный бизнес стал более рентабельным для крупных игроков и позволил им с большей уверенностью инвестировать в развитие парка, в том числе с использованием лизинга», — говорит генеральный директор компании «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев.

Впрочем, многое зависит от ситуации в экономике. «Развитие лизинга транспортных средств в следующем году в первую очередь будет зависеть от состояния экономики. Подвигнуть на приобретение нового транспортного средства может и изменение природоохранных норм, ведь постепенное их ужесточение заставляет отказываться от старой техники и приобретать новую», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, в случае если программа льготного лизинга транспортных средств будет успешной, она может поддержать не только авторынок: будет произведено больше машин, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, появится спрос на другие товары и услуги в экономике.

По данным Минпромторга, с 1 января по 2 октября 2016 года в рамках трех программ стимулирования спроса, включая программу обновления парка, льготное автокредитование и льготный лизинг, было продано 516 тыс. различных транспортных средств. При этом в рамках программы льготного лизинга было заключено договоров на 30 тыс. единиц коммерческого транспорта, включая легкие коммерческие автомобили, грузовые автомобили и автобусы, на сумму свыше 50 млрд руб. При этом государство предоставило скидки на общую сумму 5 млрд руб., что соответствует выделенному лимиту по финансированию программы из федерального бюджета. Наиболее популярными стали коммерческие автомобили производства группы ГАЗ (41% продаж по программе) и КамАЗа (22% продаж).

Именно с продолжением программы эксперты связывают дальнейший рост автолизинга. «Несмотря на общий спад на авторынке, программы поддержки автопроизводителей и лизингополучателей позволили обеспечить дальнейший рост сегмента автолизинга. Данный бизнес стал более рентабельным для крупных игроков и позволил им с большей уверенностью инвестировать в развитие парка, в том числе с использованием лизинга», — говорит генеральный директор компании «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев.

Впрочем, многое зависит от ситуации в экономике. «Развитие лизинга транспортных средств в следующем году в первую очередь будет зависеть от состояния экономики. Подвигнуть на приобретение нового транспортного средства может и изменение природоохранных норм, ведь постепенное их ужесточение заставляет отказываться от старой техники и приобретать новую», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, в случае если программа льготного лизинга транспортных средств будет успешной, она может поддержать не только авторынок: будет произведено больше машин, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, появится спрос на другие товары и услуги в экономике.

Алексей ЛОССАН