РБК: Реальные расходы россиян в феврале снизились на рекордные 5%
Россияне экономят на всем, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир» за февраль: 5-процентное падение реальных расходов в течение месяца произошло впервые за всю историю наблюдений – с 2007 года.
Экономят и запасают
Панель «Ромира» в онлайн-режиме отслеживает покупки более 10 тыс. потребителей в 52 городах России с населением более 100 тыс. человек: покупатели после посещения магазина сканируют штрих-коды всех купленных товаров, которые они принесли домой.
Потребительские расходы россиян в номинальном выражении (без учета инфляции) снизились в феврале 2015 года к январю на 2,5%, а реальное снижение (с учетом инфляции) составило 5%, говорится в отчете «Ромира». Такое падение расходов в течение месяца стало самым сильным за всю историю наблюдений, пояснил РБК ведущий эксперт исследовательского холдинга Игорь Березин: о подобной экономии можно было говорить в конце 1990-х, предположил он.
По сравнению с февралем 2014-го расходы в номинальном выражении увеличились на 9%, но этот рост полностью съедается инфляцией, пишет «Ромир». Потребительская инфляция за прошлый год составила, по данным Росстата, 11,4%, в этом году, только за два первых месяца — больше 6%. И это, по мнению «Ромира», в годовом выражении означает рост цен в 2015-м на 15–16%. Такой высокой инфляции в нашей стране не было, по крайней мере, с 2000 года, отмечается в исследовании. Таким образом, реальные повседневные расходы в феврале 2015-го оказались на 5–6% ниже расходов аналогичного месяца 2014-го, делают вывод аналитики. В январе покупатели тоже старались экономить, но сокращение трат было менее резким: по сравнению с январем 2014-го номинальные повседневные расходы выросли на 15%, что едва покрывает инфляцию.
Больше всего россияне в прошлом месяце экономили на продуктах питания, утверждает «Ромир»: расходы в этой категории в феврале снизились к январю на 18,5% в реальном выражении и на 1,5% в номинальном.
При этом выросли затраты на покупку впрок непродовольственных товаров, например моющих средств, декоративной косметики, гелей для душа, зубной пасты, считают аналитики: доля non-food в корзине потребителя в январе 2015-го выросла до исторического максимума — до 48% всех расходов, в феврале она совсем немного снизилась — до 45%. Для сравнения: в январе 2014-го и январе 2009-го она составляла около 40%, в период с 2010-го по 2013-й была ниже 30%.
Расходы на покупку непродуктовых товаров выросли в феврале к январю в номинальном выражении на 25,5%, с поправкой на инфляцию — на 6–9%.
Расходы на непродовольственные товары увеличились в основном за счет промоакций от ретейлеров и производителей, которые наложились на настроения покупателей: они видят выгодное предложение и приобретают товары про запас, ожидая нового повышения цен, отмечает заместитель руководителя департамента по работе с клиентами «Ромира» Ирина Афанасенко.
Дискаунтеры в помощь
Потребители продолжают «жесткую оптимизацию» своей продовольственной корзины, отмечается в исследовании «Ромира». Во-первых, значительное число потребителей переключились на более дешевые товары — как внутри одной и той же категории, так и между ними, некоторые стали чаще ходить в магазины «доступных цен». Во-вторых, покупатели начали активно использовать акции, купоны, дисконтные карты и спецпредложения, которые предлагают торговые сети, говорится в исследовании.
С начала года в магазинах группы «Дикси» наблюдается небольшой, менее 1%, рост доли товаров «первой цены» в корзине покупок, то есть самой дешевой продукции, рассказала директор по внешним связям ретейлера Екатерина Куманина. По ее словам, продавцы наблюдают традиционные сезонные изменения в покупательских предпочтениях, смещение спроса между категориями, но особенного стремления к экономии пока не заметили.
О том, что россияне начали экономить на продуктах питания еще в декабре, говорилось в исследовании Sberbank CIB. По мнению аналитиков банка, выгоду от экономии почувствуют дискаунтеры и магазины формата «у дома». Тот же тренд подтверждает отчетность крупнейших ретейлеров за 2014 год: так, у «Магнита» и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») наибольший рост выручки демонстрировали именно дискаунтеры и универсамы. Чистая розничная выручка «Пятерочек» за прошлый год увеличилась на 25,1%, до 435,82 млрд руб., «Магнитов» — на 28,1%, до 577,77 млрд руб. В магазинах X5 с начала 2015-го действительно выросло количество промоакций, были расширены скидочные программы в «Перекрестках», подтвердил представитель X5 Владимир Русанов.
Ирина ЖАВОРОНКОВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.