РБК: «Сметают всё»: москвичи стоят в очередях в магазинах из-за падения рубля
Минувший вторник оказался «золотым» для торговцев техникой и мебелью. Осознав, что накопления в рублях обесцениваются с каждой минутой, москвичи смели с магазинных полок товары, цены на которые могут быть повышены. В некоторых магазинах рост выручки в будничный вечер превысил совокупные продажи в прошедшие выходные.
Ночной шопинг
После окончания рабочего дня во вторник многие москвичи устремились в работающие допоздна магазины, торгующие бытовой техникой, электроникой, мебелью и товарами для дома. Ажиотаж возник под воздействием приходивших весь день новостей с валютного рынка, где рубль устремился в небывалое пике, достигнув в какой-то момент отметки более чем 100 руб. за 1 евро. Фотографии ночных очередей в IKEA и «М.Видео» и свидетельства очевидцев пользовались особой популярностью в социальных сетях весь следующий день.
Опрошенные РБК ретейлеры в большинстве подтвердили: спрос с начала недели в их магазинах необыкновенный. Вице-президент, совладелец мебельной сети Hoff Михаил Кучмент еще в начале месяца сетовавший на то, что в крупных мебельных магазинах снижается трафик, рассказал РБК, что продажи в магазинах за вчерашний день выросли в два раза относительно прошлой недели. «Наибольшим спросом пользовалась мебель: диваны, кровати», – добавил он.
Специализирующаяся на гаджетах компании Apple сеть Re:Store во вторник продала товаров на такую же сумму, как за прошлые выходные дни, рассказала руководитель отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (сети Re:Store, Samsung, Lego, Nike и др.). Людмила Семушина. «В магазинах были очереди: пять-десять человек весь вечер, во всех точках, – комментирует она. – Сметают все, не покупают аксессуары. Это уже точно не предновогодние продажи». Особой популярностью, по ее словам, пользовались Macbook и смартфоны iPhone, а также телевизоры.
«Ажиотажный спрос начался еще с понедельника, – говорит генеральный директор «Техносилы» Илья Тимченко. – Этот ненормально высокий спрос практически на всю продуктовую линейку мы наблюдаем и сейчас. Ни в какие представления о предновогодних продажах это не укладывается».
По словам Тимченко, на сайте ретейлера продажи в первые три дня этой недели выросли в три раза относительно первых трех дней прошлой недели, в магазине – в два раза. «Самые популярные товары – стиральные машины, холодильники, телевизоры, ноутбуки и цифровая техника. По многим брендам у нас уже почти дефицит».
Сила эмоций
В IKEA говорят, что заметили рост покупательского интереса еще две недели назад. «Спрос на товары нашей сети увеличился как только мы объявили, что повысим цены после 18 декабря, – сказала пресс-секретарь IKEA Мария Тихонова. – В итоге в декабре прирост продаж относительно прошлого года у нас составил 20–25%».
По словам Тихоновой, наибольшим спросом сейчас пользуются гардеробы, кухни, системы хранения. Самыми популярными среди покупателей, штурмовавших накануне ночью кассы магазинов шведской сети оказались модульные системы «Фактум», гардеробы «ПАКС», системы хранения стеллажей «Бесто».
Руководитель пресс-службы «М.Видео» Антон Пантелеев уверен, что толпы покупателей в их магазинах – обычное сезонное явление, не связанное с падением рубля. «В новый год спрос всегда увеличивается в разы, – говорит он. – Конечно, есть некая инвестиционная составляющая, совпавшая с курсом рубля, но она ограниченна». По словам Пантелеева, в магазинах «М.Видео» сейчас наибольшим спросом пользуются те же товары, которые всегда разбирают перед Новым годом: крупные телевизоры больших диагоналей, игровые консоли, цифровая техника. «Продажи игровых консолей выросли в два раза, цифровой техники – на десятки процентов, – заявил он. – Особой популярностью пользуются бренды крупных производителей: Samsung, LG, Apple, Soni. Очереди есть, но они связаны с Новым годом».
Вчерашний ажиотаж в магазинах, скорее всего, был эмоциональной реакцией на два совпавших фактора – курс евро 100 руб., а также закрытие российского сайта Apple на обновление, в чем многие клиенты могли увидеть признак повышения цен, считают в сети «Связной».
В целом «Связной» фиксирует увеличение спроса в ноябре-декабре этого года на 10–40% в зависимости от сегмента. Рост продаж ряда моделей Samsung достигает 30%. Роста продаж на iPhone 6 при этом не наблюдается: из-за дефицита товара компания не может обеспечить всех желающих продукцией Apple, – говорит пресс-секретарь «Связного» Мария Заикина.
«Повышение цен на продукцию Apple в нашей сети и интернет-магазине связано прежде всего с дефицитом товара и рыночной конъюнктурой. На сегодняшнем рынке цены на электронику находятся под воздействием значимых колебаний кросс-курсов валют и могут в текущей ситуации меняться из недели в неделю».
«М.Видео» прогнозирует рост цен после нового года от 5 до 20%. В IKEA заявили о росте цен с 18 декабря, правда, компания не уточняет, насколько они будут увеличены. В Hoff рассказали, что после Нового года производители могут поднять цены на 10–15%. В этих условиях ажиотажный спрос на технику вполне объясним, считает генеральный директор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров. «Наши соотечественники умеют считать, – говорит он. – Сейчас цена в рублях еще очень привлекательная. Граждане поняли, что если не приобретут товары сейчас, завтра их стоимость будет еще больше».
По словам Бурмистрова, наибольший спрос в эти дни вырос на бытовую технику, мебель, косметику. Ажиотажный спрос на эти продукты приведет к тому, что в следующем году снижение продаж может составить 25–30%. «Значительная часть товаров будет куплена в декабре, плюс банки приостановили потребительское кредитование, – объясняет он. – Все это приведет к значительному снижению спроса на технику в следующем году».
Анна ДЕРЯБИНА