РБК: Цена полиса будет зависеть от платежной дисциплины заемщиков

Страховые компании будут оценивать потенциального клиента по тому, как он выплачивал кредиты – для недисциплинированных заемщиков полисы по всем видам страхования станут дороже. Информацию о платежной дисциплине страховщики получат в бюро кредитных историй, к которым они уже начали подключаться.

Последняя версия закона «О кредитных историях», вступавшая в силу с 1 июля этого года, допускает к информации кредитных бюро фактически любых лиц, а не только кредиторов, как было раньше. Этой возможностью воспользовались страховые компании, которые уже давно проявляют интерес к содержащейся в бюро информации. Первые договоры со страховыми компаниями уже заключили Объединенное кредитное бюро (ОКБ) с «ВТБ Страхование» и СК «Независимость» (последняя работает под брендом «Важно. Новое страхование») и НБКИ – с «Ингосстрахом».

Как сообщил РБК гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский, «ВТБ Страхование» подключит сервисы по получению кредитных отчетов и экспресс-скоринга (быстрая оценка заемщика, проводимая бюро, на основе кредитной истории с выставлением балла надежности). «Это будет использоваться для предварительной оценки клиента и расчета тарифа», – подчеркнул Зеленский. По его словам, СК «Независимость» договор с БКИ нужен для осуществления андеррайтинга, урегулирования убытков, а также для борьбы с мошенничеством. «Например, на этапе заключения договора страхования страховщиком производится проверка клиента, подлинности предоставленных им данных, что позволяет снизить уровень возможного мошенничества», – пояснил Зеленский.

«Главная наша цель – получение информации о надежности действующих и потенциальных клиентов и защита собственных интересов страховой компании», – прокомментировал заместитель гендиректора «ВТБ Страхование» Евгений Ниссельсон. «При принятии на страхование и урегулировании убытков мы верифицируем персональные данные клиентов путем сопоставления сведений из документов, предоставляемых нам, с данными, имеющимися в базе бюро, – рассказывают в пресс-службе СК «Согласие». – Для целей андеррайтинга мы анализируем информацию о платежах и просрочках из кредитных историй клиентов, которая по международной статистике коррелирует с убыточностью. Это позволяет нам корректировать индивидуальные страховые тарифы».

Даниэль Зеленский отметил, что международная статистика подтверждает тот факт, что заемщики, которые хорошо платят по своим кредитам, более аккуратны на дороге. «Таким образом, обладатели положительных кредитных историй могут получить скидки при оформлении полисов, а для менее дисциплинированных клиентов может быть введен повышающий коэффициент», – уточнил Зеленский.

О планах по работе с БКИ заявили все страховщики, опрошенные РБК. «Мы рассматриваем вариант интеграции в процесс андеррайтинга одного из бюро страховых историй», – говорит руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. По его словам, страховщика интересует количество непогашенных кредитов у человека, его платежеспособность и финансовая аккуратность. «Если есть непогашенные кредиты, это может быть сигналом к тому, что в будущем с машиной может что-то случиться. Речь идет не о качестве вождения, а о возможных мошеннических действиях, – говорит Григорьев. – Разумеется, информация будет тщательно анализироваться, но будет возможен отказ в страховании на основе этих данных».

По закону страховые компании могут запрашивать кредитные отчеты, но не могут быть источником формирования кредитной истории, то есть передавать данные в БКИ. Тем не менее бюро весьма заинтересованы в работе со страховщиками, так как получают новых клиентов. Дело только за технологиями взаимодействия. «На зарубежных рынках, где представлена компания Equifax и уже давно активно ведется работа со страховыми компаниями, доля работы с этой категорией клиентов занимает в бизнесе бюро от 10 до 15%. В России мы ориентируемся на такие же цифры», – отметил гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин.

Правда, запрашивать в БКИ кредитный отчет по закону страховщики могут только с согласия клиента, то есть субъекта кредитной истории. Страховщики, опрошенные РБК, говорят, что, если клиент откажет в предоставлении доступа к его кредитной истории, вероятнее всего, в страховке ему откажут.

Юлия ПОЛЯКОВА, Екатерина МЕТЕЛИЦА