РБК: Зампред ЦБ: «Не должна повториться ситуация, когда отключили карточки»

Разговоры о создании Национальной платежной системы шли последние пять лет. Но до конкретных действий «руки дошли» только после санкций против России и последовавшим за ними отключения карточек Visa и MasterCard ряда российских банков. Банк России создал «дочку» - Национальную систему платежных карт (НСПК), которая возьмет на себя весь платежный трафик и выпустит собственную карту. О том, когда она появится и станет ли НСПК монополистом на платежном рынке РБК рассказала зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

Русско-японская карта

– По закону стратегия национальной системы платежных карт должна быть представлена по истечении 60 дней после создания акционерного общества. Это время уже прошло, есть ли стратегия? Какие ее основные тезисы?

– Стратегия была подготовлена и рассмотрена Банком России и Национальным финансовым советом. Она определяет три основные задачи по созданию и развитию НСПК. Первая – это построение независимой платформы по обработке транзакций по операциям с использованием международных карт, осуществляемым внутри России. Вторая – запуск и развитие национальных платежных инструментов. Третья – это продвижение продуктов и сервисов НСПК на международном рынке. Перед тем как утвердить стратегию, мы должны обсудить ее на совете участников и пользователей НСПК. Сейчас идет формирование его состава. Мы надеемся, что он будет представительным. Стратегия будет официально утверждена с учетом мнения участников совета, опубликована и станет основополагающим документом для НСПК.

– Когда это будет?

– Ожидаем, что эта работа будет завершена до конца ноября.

– Когда появятся первые карты НСПК?

– Мы планируем выпуск карты с декабря 2015 года.

– Вы сказали, что будете предлагать продукты НСПК на международном рынке. Как именно вы собираетесь это делать?

– Это действительно один из этапов развития НСПК. Здесь мы рассматриваем следующие основные направления: сотрудничество и интеграция с национальными платежными системами ЕврАзЭс; кобейджинговые программы с международными платежными системами; самостоятельный выход на международные рынки и заключение соглашений с банками-эквайерами и эмитентами о приеме и выпуске карт НСПК. Наиболее быстрой и очевидной видится программа сотрудничества со странами ЕврАзЭс. Хорошие перспективы у программ кобейджинга с международными системами. Некоторые из них уже такой интерес проявили.

– Что это за платежные системы?

– Из международных систем с инициативой совместной программы выступила японская система JCB. В MasterCard сказали, что им это интересно, но надо обсуждать детали. Из стран ЕврАзЭс – это система платежных карт Белоруссии «Белкарт». То есть у этих направлений есть перспективы, и если они реализуются, то держатель нашей карты получит возможность обслуживаться и в России, и за рубежом.

– В НСПК обязаны будут участвовать банки, которые Банк России признает значимыми на рынке платежных услуг. Сколько будет таких банков?

– Количество банков будет зависеть от их соответствия критериям, устанавливаемым Банком России для значимых банков. В настоящее время эта работа находится в стадии завершения.

– Будете ли вы стимулировать к участию в НСПК банки, для которых участие в НСПК необязательно?

– Мы будем приветствовать участие в НСПК максимально широкого круга розничных российских банков. Они смогут работать по привычной им двухуровневой схеме: банки-аффилиаты присоединяются к НСПК через банки-принципалы, и, таким образом, они автоматически становятся участникам системы. Надеемся, что условия членства в НСПК будут настолько привлекательными для банковского сообщества, что количество участников будет максимально широким и представительным.

Не монополия, а единый центр

– Участники рынка все чаще говорят о появлении очередной госмонополии в виде НСПК.

– Это ошибочная позиция. Речь идет не о монополии, а о создании единого центра ответственности по обработке транзакций по международным картам. Это вопрос национальной безопасности и безопасности проведения операций держателями карт внутри страны. Не должна повториться ситуация, когда отключили карточки и не было решений, чтобы держатели карт смогли нормально воспользоваться ими на российской территории.

С точки зрения развития платежной системы НСПК – не единственная платежная система и, согласно закону, не может быть единственной. Более того, я считаю, что все платежные системы важны и все платежные системы нужны. Только благодаря нормальной, честной конкуренции мы сможем достичь развития сервисов и предоставления высококлассных услуг. Мои встречи с руководством международных и локальных платежных систем свидетельствуют: они уверены, что российский рынок недостаточно насыщен, и они видят, где можно предложить свои услуги и продукты.

– Зачем потребовалось замыкать трафик международных платежных систем на НСПК? Фактически вы лишили их возможности выбора локального партнера для обработки своих транзакций.

– Принятие этого закона потребовалось для обеспечения безопасности и бесперебойности обработки трафика. Если бы платежные системы выбрали разных локальных партнеров, обеспечить бесперебойность и гарантированность проведения операций было бы очень сложно. У каждого партнера свои правила и свой уровень систем обеспечения безопасности, а в НСПК правила и стандарты будут едиными и прозрачными для всех.

Подходящих решений нет

– Банк России выделил в капитал НСПК 500 млн руб., стоимость всего проекта ранее оценивалась в 3 млрд руб. Какие по факту будут затраты?

– Сумма в 3 млрд руб. – это была первоначальная оценка. Сумма может быть уточнена, когда мы закончим работу с поставщиками решений и инфраструктуры. Сейчас мы работаем над подписанием конкретных договоров, и после завершения этой работы сумма будет конкретизирована. Мы не ожидаем, что она должна сильно отличаться от той, которая была названа.

– С какими компаниями вы уже приняли решение работать? Есть информация, что одна из них – это «Опенвэй решения».

– ОАО «НСПК» проводило конкурс по рассмотрению разных ИТ-решений и платформ, в нем участвовало семь компаний. В результате проведенного анализа мы увидели, что из существующих решений нет ни одного, которое бы на 100% соответствовало задачам и целям НСПК. Поэтому по итогам рассмотрения всех предложений было принято решение о создании собственной платформы в сотрудничестве с интегратором – компанией «Опенвэй решения». Это российская компания, и для нас это принципиально. Наша платформа будет состоять из нескольких компонентов, которые включают как собственные разработки, так и разработки, которые сделает интегратор под наши требования. Таким образом, будет создана платформа, у которой нет и не может быть аналогов, поскольку она создается исключительно под цели и задачи НСПК. И наше жесткое требование – это передача кодов, лицензий, интеллектуальной собственности в НСПК. Таким образом, непосредственно НСПК будет являться владельцем IТ-решений и их дальнейшая разработка и модификация будут осуществляться силами НСПК.

– Допускаете ли вы применение западных наработок?

– Частично они могут быть использованы, но разработчики должны обеспечить передачу кода и лицензии на эти технологии в НСПК.

Если отключат SWIFT

– Недавно появилась угроза отключения России от международной системы обмена финансовой информации – SWIFT. Банк России сейчас работает над альтернативными вариантами. Будут ли они предложены банкам официально, обсуждалась ли их цена?

– Мы провели с банками тестирование передачи сообщений в формате ED 501, которое включает возможность передачи форматов SWIFT. К декабрю мы планируем протестировать дополнительные варианты обмена сообщениями, которые позволят банкам выбрать удобный способ электронного взаимодействия с Банком России в зависимости от особенностей их IТ-платформы. У нас есть информация от банков, что если тарифы для них будут привлекательны и им это будет удобно, то они будут пользоваться нашей системой наряду с другими существующими системами по передаче сообщений. Тарифы будут определены позднее с учетом себестоимости и рыночных условий на данные услуги.

– Но все ли эти варианты решают проблему замены SWIFT при переводах внутри России? При внешних переводах без SWIFT не обойтись. Как эту проблему решить?

– Это сложный вопрос. Мы направляли запросы банкам, и они подтвердили, что тестировали альтернативные каналы взаимодействия по трансграничным платежам. Это системы «банк–клиент», «Телекс», система электронного документооборота. Но эти альтернативные каналы гораздо менее эффективны. С точки зрения их скорости и удобства они несравнимы с системой SWIFT. На сегодня SWIFT – один из важных элементов банковской инфраструктуры, и ущерб отключения России от SWIFT будет ощутим для всех: как для российских банков и клиентов, так и для зарубежных. Это никому не выгодно. Мы надеемся на благоразумие и соблюдение интересов финансового сообщества в данном вопросе.

– У Минфина есть идея, чтобы в России появилась «дочка» SWIFT, как в свое время появились здесь дочерние организации Visa и MasterCard. С вами эту идею обсуждали? Вы ее поддерживаете?

– Мы считаем, что решение по развитию системы передачи сообщений на базе инфраструктуры Банка России является более быстрым, выгодным и безопасным для нашей банковской системы. Банки будут иметь возможность пользоваться сервисами Банка России по передаче сообщений в форматах SWIFT для внутрироссийских операций начиная с декабря 2014 года либо в дополнение, либо в качестве альтернативы SWIFT в случае необходимости.

– Если геополитическая ситуация будет развиваться сильно не в пользу России, возможно ли появление еще одной «дочки» Банка России для решения вопроса со SWIFT?

– На данном этапе мы не видим в этом необходимости. Существующая транспортная система Банка России с развитием новых услуг и видов сообщений достаточна для того, чтобы этот вопрос решить.

Сколько карт выпускается в России

220,6 млн карт эмитировали российские банки на 1 июля 2014 года, в том числе:

100 млн карты Visa

80 млн карты MasterCard

2 млн карты «Золотая корона»

1 млн карты «ПРО100» (включая 370 тыс. карт УЭК)

850 тыс. карты Union Card

4,3 млн операций на 13,6 млрд руб. провели россияне по картам в первом полугодии 2014 года

10,8 млрд руб. операции по снятию россиянами наличных в первом полугодии 2014 года

Источники: ЦБ, данные платежных систем, официальные заявления

Ольга Скоробогатова

Родилась 4 июня 1969 года. В 1990-м окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в 1995-м – Университет штата Калифорния (MBA). В 1993–1998 годах занимала руководящие должности в АКБ «Москва», в 1998–2003 годах была директором департамента расчетов АКБ «Автобанк». Следующие 11 лет Скоробогатова проработала в Росбанке. В мае 2003 года она возглавила в нем департамент развития розничного бизнеса. Затем занимала должности главы дирекции операционно-кассового обслуживания, дирекции розничного обслуживания и дирекции IТ. В ноябре 2007 года стала заместителем предправления. На этой должности Скоробогатова отвечала за функционирование и развитие систем операционно-кассового и дистанционного обслуживания, за управление IT-блоком и возглавляла комитет по банковским и информационным технологиям.

Беседовала Татьяна АЛЕШКИНА