Российская газета: Занять у коллеги

Денег много не бывает, а зарплаты всегда меньше наших потребностей. И сбережения есть далеко не у всех. Конечно, для большой покупки можно взять потребительский кредит в банке. Ну а если не хватает пары тысяч до следующей зарплаты?

Рекрутинговый портал HeadHunter опросил сотрудников российских компаний и выяснил, что каждый второй из них (53%) хотя бы раз просил взаймы у коллег. При этом средняя сумма займа не так мала - 9500 рублей. Абсолютное большинство "заемщиков" (93%) утверждают, что всегда возвращают одолженные деньги вовремя. Правда, каждый десятый отказывал коллеге в финансовой помощи: у 6% денег просто не было, еще 5% не хотели рисковать возможными последствиями - невозвратом долга и ухудшением отношений. Но абсолютное большинство работников отмечают, что кредитование коллег никак не повлияло на личные взаимоотношения, а в 7% случаев они стали даже лучше.

В советские времена были популярны кассы взаимопомощи: с получки все скидывались по небольшой сумме, а в результате каждый мог получить получившийся капиталец для каких-то неотложных нужд. Сейчас про эту форму взаимопомощи забыли, может быть, зря. Зато появились другие возможности.

- Сейчас многие компании используют материальную поддержку как один из инструментов корпоративной стратегии, - говорит ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Светлана Каневская. - Этот инструмент призван не только улучшить социальное положение работника, но и способствует укреплению репутации компании на рынке труда. Предоставление материальной поддержки характеризует ее финансовое благополучие и надежность.

Формы материальной поддержки разнообразны: традиционные денежные премии ко дню рождения, свадьбе, рождению ребенка, общегосударственным или корпоративным праздникам, помощь в случае тяжелой болезни или смерти родственников, а также вещевые подарки. Так, в одной компании из ИТ-сферы сотрудники к праздникам 23 февраля и 8 Марта получают в подарок флешки, планшеты или другие небольшие гаджеты. А в целом все большее число работодателей понимает ценность дополнительного поощрения и поддержки своих сотрудников и осознает, что это не "деньги на ветер", а инвестиции в устойчивое развитие корпоративной среды.

- Финансовая помощь при рождении ребенка или в случае болезни встречается все же не часто и не носит системный характер, - считает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства "Юнити" Георгий Самойлович. - Конечно, руководство в частном порядке может сделать подарок сотруднику на юбилей, выделить деньги на организацию свадьбы или помощь при рождении ребенка, но эти меры обычно не формализуются в политике компании и не распространяются на всех сотрудников. Чаще в таких случаях просто предоставляют дополнительный оплачиваемый отпуск. Однако бывает, что собственники бизнеса помогают наиболее ценным сотрудникам. В моей практике был случай, когда такой специалист попал в аварию и был вынужден проходить длительное лечение. Компания предоставила ему на этот период автомобиль с личным водителем и компенсировала лечение в частной клинике, не переставая при этом платить заработную плату. Есть и другие формы поддержки. Так, многие кандидаты из Европы соглашаются переехать на работу в Россию только в том случае, если будущий работодатель поможет в трудоустройстве жены и найдет хорошую школу для детей. Причем эти моменты прописываются в job offer (официальное письменное предложение о работе с описанием всех условий, которое предшествует подписанию трудового договора. - "РГБ").

Татьяна БАТЕНЕВА