Runet: Ру — да!

Число пользователей Рунета по итогам года может достичь 96 миллионов человек, а его вклад в экономику — 4,7 триллиона рублей.

Такой прогноз "Российской газете" дал директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко в кулуарах Недели российского интернета (RIW 2019) в Москве.

Работа, общение с друзьями и родственниками, покупки, развлечения — Сеть обеспечивает все. Но она же делает нашу жизнь прозрачной. И здесь возникает вопрос: интернет — это еще возможность или уже угроза? В той или иной вариации он звучал практически на каждой тематической сессии первого дня RIW-2019.

К сожалению, Рубикон, когда интернет представлял собой только возможности и никаких рисков ни для человека, ни для бизнеса, ни в целом для государства, уже пройден, отметил Сергей Плуготаренко. "По нашим оценкам, это произошло в 2014-2015 годах. И государство ведь одновременно с нами это осознало. Первые попытки регулирования появились как раз в то время", — напомнил он.

Развитие технологий всегда будет сопряжено с рисками. Конечно, регулирование в этом случае важно, но также важно, чтобы оно не было чрезмерным, указывает директор Координационного центра доменов .RU/ .РФ Андрей Воробьев. "Чем больше мы усиливаем регулирование, тем больше сокращаем экономический эффект от развития технологий", — считает он.

По мнению Воробьева, идеальный вариант, когда правила игры для себя сначала определяют сами участники рынка, а потом к регулированию при необходимости подключается государство. Не исключено, что в России появится такая практика. На Неделе российского интернета был подписан Кодекс этики использования данных. Его разработали Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных. По словам президента ассоциации Анны Серебряниковой, бизнес впервые сам выступил с инициативой ввести саморегулирование и взять на себя дополнительные обязательства.

Число пользователей Рунета по итогам 2019 года может достичь 96 миллионов человек, а его вклад в экономику — вырасти до 4,7 триллиона рублей

Например, в Кодексе признается недобросовестной практикой сбор персональных данных, вводящий пользователей в заблуждение относительно того, что они участвуют в исследовании рынка. Использование данных для таргетированного маркетинга (когда реклама опирается на интересы пользователя в интернете) кодекс называет добросовестной практикой, если есть возможность отказаться от получения основанных на таком маркетинге предложений. Сейчас контекстная реклама фактически ничем не ограничена.

Пользователи соглашаются на обработку персональных данных, не понимая, как они потом используются

Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных. Прежде всего это добросовестность и защита интересов граждан. Он распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных.

Документ также предполагает создание и ведение Реестра добросовестных участников. В состав Кодекса входит "Белая книга", в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными.

В рамках Кодекса будет создан совет по этике работы с данными, он будет определять перечень добросовестных практик и наполнять "Белую книгу" конкретными примерами. Координационным центром Совета по совершенствованию практик работы с данными станет Аналитический центр при правительстве РФ, в совет также войдут представители других государственных организаций.

К кодексу уже присоединились такие компании, как "Газпром-Медиа Холдинг", "Яндекс", "МегаФон", Тинькофф Банк, Сбербанк, Газпромбанк, oneFactor, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, "ВымпелКом", "Ростелеком", МТС.

"Создание Кодекса этики — важная веха для отечественной индустрии данных. Как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений", — отметил председатель правления ИРИ Сергей Петров.

"Подписание подобных кодексов в высокотехнологичных отраслях, возможно, единственный способ регулирования. Технологии развиваются так быстро, что установить жесткие правила на этом рынке невозможно", — сказала Анна Серебряникова.

Она добавила, что Кодекс — документ для саморегулирования, он не носит жесткого административного характера. "Следить за соблюдением Кодекса будет совет, но он не предполагает использования инструментов государственного контроля", — уточнила Серебряникова.

Юлия КРИВОШАПКО